КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Анастасия Баскакова

Анастасия Баскакова

эксперт Секции «Кадры и образование» Клуба директоров по науке и инновациям:

В современной экономике научно-исследовательские подразделения выходят с «задворок» компаний на передний план, становясь ключевым фактором изменений, залогом конкурентоспособности компаний. Для обеспечения конкурентоспособности уже не достаточно улучшать существующую продукцию, конкурировать по цене, а необходимо выпускать новую, инновационную продукцию.

Мировой опыт показывает, что в высокотехнологичном инновационном бизнесе чаще всего наибольшего успеха добиваются те компании, во главе которых стоит человек, имеющий образование, которое позволяет понимать сущность высокотехнологичного бизнеса, с одной стороны, и потребности потребителя, с другой. В России также большинство крупнейших инновационных предприятий возглавляют инженеры, которые интуитивно осваивали основы управления бизнесом и избежали фатальных ошибок при становлении своего бизнеса. Но таких людей единицы и они, скорее, исключение из правил. По статистике, примерно ¾ малых инновационных предприятий закрываются из-за ошибок в управлении и маркетинге, а не в результате неэффективности технологической основы их бизнеса.

При этом опыт выдвижения «чистых» менеджеров на руководящие посты в высокотехнологичном инновационном предприятии не всегда оказывается удачным.

Управление исследованиями, разработками и инновациями – это сложная область профессиональной деятельности, требующая сочетания компетенций двух сфер: управленческой и технократической. Руководителя инновационного бизнеса с базовым техническим образованием необходимо обучать экономике, менеджменту и маркетингу в тесной взаимосвязи с практикой организации производства, формировать навыки эффективных коммуникаций и кооперирования, давать представление об экономической и финансовой основе предпринимательства.

В России образовательные программы  по технологическому менеджменту и предпринимательству появились сравнительно недавно (середина 90х гг. прошлого века), тогда как в Европе и США такие программы стали появляться уже в 1960-70х гг.

В международной практике можно выделить четыре группы образовательных программ по инновационному/технологическому предпринимательству: «классические» программы подготовки предпринимателей, MBA “с предпринимательским уклоном”, программы подготовки инновационных предпринимателей или брокеров, программы подготовки магистров технологического менеджмента.

В настоящее время  в сфере предпринимательства и управления инновациями в сфере высшего профессионального образования России создано более 50 магистерских программ и программ уровня МВА. Это программы представлены как на базе естественнонаучных и технических университетах, так и на базе экономических и управленческих вузов. Между тем, несмотря на большое количество образовательных программ по управлению НИОКР и инновациями, в российском высшем образовании сегодня существует разрыв: либо готовят менеджеров, которые далеки от понимания технологических основ инновационного производства, либо – инженеров, которым незнакомы принципы и методы управления, законы бизнеса и правила поведения на рынке.

Исследование практик управления R&D крупных российских компаний, проведенное Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ в 2011 г., свидетельствует о том, что проблема нехватки кадров для управления и организации научными экспериментами, исследованиями, разработками и инновациями в научно-исследовательских подразделениях компаний с каждым годом становится всё более актуальной. При этом, происходит трансформация функций научно-исследовательских подразделений, а с ними и компетенций самих руководителей этих подразделений, вызванная ростом конкуренции по всему миру, необходимостью изменений, поиском новых идей и путей создания нового. Новая роль исследований и разработок  в компаниях кардинально меняет отношения R&D департаментов с другими подразделениями компаний: производственными, маркетинговыми и финансовыми. Современному руководителю необходимо в первую очередь выступать коммуникаторами и координаторами во внешней  экосистеме:  в деловой среде, в сетях партнеров и с потребителями.

 

 

 

 

Авторизация