КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Члены Клуба и Дирекция НТП обсудили реализацию Стратегии научно-технологического развития

Site25 сентября Клуб директоров по науке и инновациям совместно с Дирекцией научно-технических программ, осуществляющей администрирование ФЦП «Исследования и разработки» Министерства науки и высшего образования, провел круглый стол по вопросам научно-технологического развития компаний реального сектора.

В обсуждении приняли участие представители компаний Аэрофлот, Ростелеком, Автодор, РЖД, МТС,En+ Group, УРАЛХИМ, а также научно-исследовательских структур и ФОИВ. В самом начале обсуждения модератор, Исполнительный директор Клуба Алексей Филимонов, поставил важный вопрос «Нужно ли научно-технологическое развитие предприятиям реального сектора и что может являться его основным драйвером?». Действительно, при попытке компаний внедрить новые технологические решения возникает много барьеров (в виде контролирующих органов, бюрократических процедур, сложной коммуникации с госорганами), которые не только препятствуют оперативному и «безболезненному» процессу инновационного развития, но также, по сути, блокируют возможность компании повышать свою конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках.

Тем не менее, компании-участники круглого стола – это лидеры в своих направлениях и конкурентоспособные бизнесы. О том, как им удается реализовывать потенциал и масштабировать идеи, в ходе динамичной дискуссии поделились их представители, рассказав про внутренние программы поддержки инноваций, симбиоз науки и промышленности, работу со стартапами.

Международная конкуренция = двигатель инноваций

Так, к примеру, компания Аэрофлот проводит регулярное сопоставление собственного уровня технологического развития с ведущими компаниями-конкурентами с использованием библиометрического и патентного анализа. По итогам бенчмаркинга были выявлены два направления, в которых Аэрофлоту принадлежит мировое лидерство (пунктуальность выполнения полетов и лояльность пассажиров), а в большинстве показателей компания находится выше среднемирового уровня (например, Аэрофлот является четвертой компанией в мире по уровню цифровизации по оценке Bain&Co). Именно конкуренция на международных рынках заставляет Аэрофлот активно заниматься инновационным и научно-технологическим развитием: в среднем, компания тратит 18% от выручки в год на инновации и закупку инновационной продукции и около 700 млн руб на НИОКТР. Также налажено сотрудничество с НИИ и ведущими вузами (МГУ, МАИ, НИУ ВШЭ, МГТУ ГА, ГосНИИ ГА). По словам Советника генерального директора – руководителя инновационного направления ПАО «Аэрофлот» и Председателя Правления Клуба, Андрея Полозова-Яблонского, «Единственное, в чем мы существенно отстаем от ряда компаний аналогов (конкурентов), — это количество патентов и опубликованных статей. Но это проблема России в целом. В стране нет должной культуры патентования, мы не приучены защищать собственные разработки». В ходе исследования было также замечено, что некоторые компании отличает наличие собственной структуры, которая занимается исследованиями и разработками (например, в компании Lufthansa).

Рабочий инструмент для инновационного развития – бенчмаркинг 

Другая российская компания – Автодор – также использует подход сопоставления. В своем выступлении Заместитель директора Департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий Сергей Ильин заметил: «Мы приветствуем инициативу Минэкономразвития России по проведению углубленного и регулярного бенчмаркинга с компаниями-аналогами. Для нас это крайне полезно, ведь таким образом мы можем изучить опыт и сравнить собственные показатели по таким важным направлениям развития, как энергоэффективность, цифровизация, экологическая политика и влияние на окружающую среду, безопасность движения. По результатам проведенного исследования, мы выявили, что в целом направления технической политики Государственной компании «Автодор» соответствуют приоритетам зарубежных компаний, при этом в части инфраструктуры обеспечения внедрения инноваций компанией применяется системный подход опытно-экспериментальных полигонов для оценки эффективности инноваций и их дальнейшего широкого применения. Аналогичные подходы применяются и в зарубежных компаниях». Ильин также упомянул о роли стандартов, которые, по его мнению, важны и необходимы, но должны быстрее адаптироваться к новым инновационным решениям.

Агенты инноваций в компаниях

Другая масштабная российская компания – РЖД – начинает активно работать в формате открытых инноваций и тестирует разные инструменты (работа со стартапами и финансирование приоритетных проектов, вхождение в корпоративный венчурный фонд Сколково, в планах – создание собственного фонда для технологических проектов на период 3-7 лет). «Раньше у нас традиционно все делалось внутри, но сейчас мы проводим колоссальную работу, чтобы поменять взгляд людей на внешние инновации, потому что мы понимаем, что именно внешние разработки могут обеспечить быстрый вывод новых услуг на рынок и улучшат операционную эффективность» – комментирует Начальник Центра инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин. По его мнению, таким крупным компаниям-монополистам необходима экспертиза и цельное видение возникающих потребностей рынка для формирования (взращивания, покупки) соответствующих решений для их удовлетворения.

Форсайт-исследования и внутреннее предпринимательство

Еще одним инструментом научно-технологического развития участники назвали метод прогнозирования и форсайт-исследований. Так, компания УРАЛХИМ, один из ведущих производителей удобрений, в качестве приоритетных задач видит совершенствование продуктовой линейки и вывод более эффективных и маржинальных удобрений на рынок. Руководитель управления форсайт-исследований АО «ОХК «УРАЛХИМ» Алексей Кушнер поделился своим видением прогресса и используемых методик для его достижения: «Наша компания старается идти вровень с нашими международными конкурентами. Мы активно участвуем в работе Международной ассоциации производителей удобрений (IFA) и входим в ее управляющий орган. Международная повестка производителей удобрений во многом связана с достижением целей устойчивого развития ООН. Мы понимаем, что для прогресса в сфере устойчивого развития нужно играть на опережение в технике и технологиях – создавать перспективные продукты, и поэтому сформировали целый ряд инициатив по форсайт-исследованиям, цифровизации, внутрикорпоративному предпринимательству, конструированию новых комплексных решений для наших Клиентов, поиску инноваций как внутри компании, так и с привлечением возможностей российской и глобальной экосистемы. Мы открыты для предложений ученых, инженеров и изобретателей, внимательно изучаем мнение наших Клиентов и Партнеров на рынке удобрений». В рамках быстрых изменений особенно остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, готовых подхватывать тренды и формировать высокоэффективные команды развития бизнеса. Сейчас для преодоления общего в крупном бизнесе дефицита предпринимательской инициативы, компания разрабатывает и тестирует различные модели привлечения представителей стартап-индустрии в качестве внутрикорпоративных предпринимателей для конструирования перспективных агросервисов и удобрений будущего.

Искусственный интеллект для мониторинга трендов

Компания Ростелеком тоже использует инструменты исследований и регулярных форсайт-сессий, но особую роль играют автоматизированные методы сбора и обработки информации. «Наша цель – предоставить клиентам актуальные и востребованные сервисы. Для этого мы используем инструмент прогнозирования и мониторинга ИКТ трендов. Искусственный интеллект собирает информацию по научным публикациям, патентам, данным по венчурным сделкам и публикациями в СМИ по всему интернету со всех открытых источников и некоторых закрытых баз данных (с которыми у нас есть сотрудничество). Процесс полностью автоматизирован и только на финальном этапе привлекаются эксперты для верификации полученных результатов», – поделился Руководитель направления по инновационной деятельности ПАО «Ростелеком» Андрей Овчинников. Сочетание внешнего технологического аудита и сопоставления с зарубежными компаниями-аналогами (компания специально заказывает сторонние услуги оценки своей деятельности для более объективных показателей) и инновационных инструментов дает четкое представление о направлениях развития и позволяет формировать новые сервисы и услуги.

Цифровизация для повышения конкурентоспособности

На сегодня порядка 20% от выручки компании МТС формируют направления вне традиционного телеком-бизнеса, в компании работают тысячи IT-специалистов. Однако дальнейшая digital-трансформация требует новых компетенций, в связи с чем МТС открыла Центр Инноваций, где выделила пять ключевых направлений работы – eHealth, eSports, онлайн-образование, Cloud и искусственный интеллект. Это позволяет формировать оптимальный набор цифровых продуктов, не связанных напрямую между собой.

Следующим шагом стал запуск корпоративного акселератора MTS StartUp Hub, чтобы привлекать внешнюю экспертизу, ускорять работу внутренних команд и расширять функционал новых продуктов. По словам Руководителя направления исследований в Центре инноваций МТС Максима Гашкова, для развития цифровых компетенций в компании упростили организационную структуру и обеспечили быстрое принятие решений, сформировав благоприятную среду для работы внутренних команд и стартапов.

МТС также активно расширяет технологические партнерства. «Сейчас компания готовит старт третьего формата – сотрудничество с университетами по НИОКР. Мы утвердили перечень университетов, приоритетных для технологического развития компании, скоординировали деятельность разных подразделений, сотрудничающих с университетами. МТС стала партнером четырех магистерских программ, связанных с ИТ технологиями, и запустила программу ИТ стажировок. Работа с НИОКР – следующий шаг, это позволит повысить конкурентоспособность продуктов за счёт более сложных алгоритмов, которые можно создать, опираясь на опыт и знания лучших учёных страны», — пояснил Максим Гашков.

Фокус на прорывных инновациях

Работа с внешними инновациями ведущей российской индустриальной группы компаний En+ сосредоточена, в том числе, на формировании задела в потенциально прорывных отраслях, связанных с альтернативной энергетикой, технологиями аккумулирования и передачи энергии. Директор по науке и инновациям Анна Коротченкова поделилась успехами компании: «За последний год мы стали обладателями более 10 патентов на прорывные разработки мирового уровня. Эти технологии в состоянии обеспечить компании технологическое лидерство в ряде новых рыночных сегментов. Так, в числе наших глобальных проектов – решения для «зеленой» энергетики, пост — литиевые накопители, перовскитные солнечные панели, цифровые технологии для диагностики объектов генерации и сетевого хозяйства». Все работы проводятся в тесном сотрудничестве с Российской Академией Наук и ведущими ВУЗами, в том числе через механизмы индустриального партнерства ФЦП «Исследования и разработки». Анна также высказала ряд конструктивных предложений по изменениям регламентов участия предприятий реального сектора в ФЦП, с целью повышения эффективности управления проектами, получившими финансирование по линии Федеральной Целевой Программы.

Подводя итоги обсуждения, Исполнительный директор iR&Клуба Алексей Филимонов поблагодарил всех за живую дискуссию, которая подтвердила актуальность обсуждаемых вопросов: «На мой взгляд, ключевая задача сегодняшнего дня была выполнена. Мы услышали друг друга, поделились каждый своими трудностями, ответили на вопросы и наладили контакты. Хочется надеяться на продолжение сотрудничества для потенциальной реализации проектов полного жизненного цикла с участием представителей научно-технического сообщества». Опыт участников заседания показал – чем больше компания использует и внедряет цифровые сервисы и технологии, тем больше у нее шансов остаться конкурентоспособной, оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия и оставаться в лидерах отрасли.

Круглый стол «Инструменты реализации стратегии научно-технологического развития России: роль предприятий реального сектора» стал первым в предполагаемом цикле подобных встреч, основная цель которых – организация диалога между всеми сторонами, вовлеченными в реализацию Стратегии, отработка спорных моментов, формирование тезисов для обращения в профильные министерства и обмен опытом. Существует еще множество тем, которые требуют обсуждения и проработки: оценка и формирование эффективных научно-производственных команд, управление научно-техническими проектами, задачи в области упрощения нормативной документации и отчетности, проблематика распределения прав на результаты проектов. Именно им и будут посвящены будущие заседания Клуба и партнеров.

Авторизация