КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Делегация Клуба директоров по науке и инновациям проходит стажировку в Израиле

180x240Благодаря Российской венчурной компании, которая поддержала проект, в ходе недельного визита участников делегации ждут встречи и знакомства с успешными израильскими компаниями, стартапами и университетами и обмен опытом в вопросах управления инновациями и R&D. Главный вопрос — КАК это устроено здесь и НАСКОЛЬКО опыт этой страны применим к российским реалиям.

Партнер и друг Клуба в Израиле – Марат Капелюшник (основатель и генеральный директор компании Astelion) – открыл деловую программу, детально представив картину инновационной экосистемы Израиля. Раскрыв значения каждого типа инноваций – технологических, продуктовых, процессных и бизнес, — Марат особо подчеркнул, что зачастую источник инновационных идей лежит вне компании. Поэтому собственный НИОКР очень важен, но «возможность увидеть новые идеи и заполучить их, подчас, гораздо эффективнее и менее затратна именно за пределами компании». Также Марат поделился личным опытом взаимодействия с компаниями из России.

DSC03741После выступления Марата участники вступили в оживленную дискуссию. Израильский опыт, конечно, хорошо (особенно, что касается IT-компаний), однако Россия – совершенно другая страна со своими законами и порядками: в каждой стране своя экосистема и бизнес-среда и тут невозможно слепое копирование моделей. У нас в России компании начинают интересоваться поиском новых и взращиванием проектов (в том числе, например, через корпоративный акселератор Клуба). По общему мнению, пока «в России инструмента взаимодействия с внешним источником инноваций в компаниях нет», по мнению исполнительного директора Клуба Владимира Костеева, тенденции указывают на то, что в скором времени такие инструменты обязательно появятся.

Партнер Ernst & Young (Израиль), председатель экспертной группы глобальной инициативы в области «зеленых технологий» Итай Жетельный сравнил развитие компаний с большим путешествием: «За один день ситуацию не изменишь. Когда компании строят планы, у них должна быть своеобразная карта, по которой они продвигаются к цели».

DSC03757Итай привел примеры трансформаций крупных компаний. Поскольку часто, и это особенно касается и больших компаний России и других стран, корпорации очень закостенелые и иерархичные, то выстроить взаимодействие между компаниями и источниками инновации извне – трудная задача. Итай Жетельный привел положительную историю построения открытого инновационного сообщества (на примере израильской компании в области food-tech – или технологий в пищевой промышленности). Начав 2,5 года назад с изучения рынка и выстраивания инфраструктуры, компания пришла к тому, что стала организовывать встречи стартапов, компаний, инвесторов и – что совершенно ново – конкурентов. Все это позволило создать совершенно открытое сообщество, в которое сегодня входит больше ста компаний. Им также удалось подключить своих партнеров из-за границы, у которых можно получить консультации.

О других инициативах израильских компаний – в частности, в фармацевтической сфере – рассказал Дан Штибель. Сейчас вся отрасль концентрируется не только на продаже лекарств, но и на предупреждении и предотвращении заболеваний. Именно поэтому рынок приложений для улучшения качества жизни заметно вырос. Начиная от программ, которые позволяют следить за частотой пульса и расходуемой энергии, заканчивая специальным девайсом, подсоединяемым к смартфону и берущим кровь на гликемический профиль. Главным девизом этого направления, пожалуй, является «Health care is moving everywhere», что можно дословно перевести, как «Забота о здоровье – во всем».

DSC03759Эксперты, с которыми встречалась делегация Клуба, отвечали на насущные и наболевшие вопросы. Например, про финансирование проектов. По мнению Ильи Будика, партнера одной из консалтинговых компаний, «Стартапу от идеи до создания прототипа помогают три F: семья (family), друзья (friends) и дураки (fools)». Однако опыту Орана Кохави, директора венчурного фонда Terra Venture Partners, на раннем этапе лучше вкладываться в людей. Этот фонд работает с проектами из области клинтека. Девиз компании: «Инвестировать в компании, которые положительно влияют на мир». Большой интерес вызвала представленная Ораном Кохави модель частно-государственного партнерства в сфере развития инноваций. Государство готово вкладывать до 6 раз больше, чем частный венчурный фонд в отобранный этим фондом стартап и не требовать при этом доли в компании. Но частный фонд должен в течение полутора лет осуществить интенсивную акселерационную программу.

DSC03767Первый день деловой программы показал, что Израиль не зря иногда называют второй Кремниевой долиной. Количество патентов на жителя здесь больше, чем в любой другой стране мира. Безусловно, нужно узнать опыт этой страны и понять, каким образом компании развиваются и выходят на новые рынки. Деловой визит Клуба при содействии и поддержке РВК во многом и рассчитан на знакомство с успешными историями израильских компаний, определение модели выстраивания бизнеса и работы с инновационными проектами, которые могут быть применимы в российских условиях. Впереди нас ждут встречи с университетом, госкомпаниями и новыми стартапами. Stay tuned!

Авторизация