КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Как создать в России инновационную спутниковую компанию и каковы будут затраты на R&D

В одной из статей специального выпуска издания «Спутниковое вещание и связь — 2023» рассказано о модели создания в России инновационной спутниковой компании. По мнению автора, независимого эксперта Сергея Щепнова, текущая геополитическая ситуация требует наконец реально заняться восстановлением научных и прикладных технологических школ и перейти к реальной разработке отечественных технологий (в широком смысле), аппаратуры и элементной базы применительно к конкретным проектам в области связи и вещания.

 Одним из ключевых элементов инновационного менеджмента являются подразделения R&D (Research and Development — подразделение по исследованиям и разработке). Их типичными задачами могут стать те, что изображены на диаграмме:

Хотя в открытой публичной финансовой отчетности большинства спутниковых операторов отсутствуют строчки затрат на R&D, автор нашел на сайте www.nasdaq.com информацию о том, какой процент от ежегодной выручки крупнейшие интернет-компании, производители смартфонов и ИТ-гиганты тратят на исследования и разработки (R&D):

Обобщая данные, можно утверждать, что уровень затрат на R&D в 10–13%% является средним для глобальных американских компаний – гигантов сектора инфокоммуникаций. Большинство спутниковых операторов мира являются компаниями публичными. Они обязаны раскрывать свою финансовую и бизнес-отчетность перед акционерами, однако нигде затраты на R&D не выделены отдельными строками, за исключением компании Viasat.

В России средний уровень расходов на R&D всех компаний отрасли спутниковой связи и космической деятельности составляет порядка 2% от суммарных затрат на R&D в мире, в США это 29,9%:

Следуя объемам R&D бюджетов спутникового оператора Viasat и масштабируя эти затраты на российского спутникового оператора (с коэффициентом 1/15), можно предположить, что уровень затрат в ~$2,7—8,3 млн (~160–500 млн руб. по текущему курсу) в год в России может служить тем приемлемым обоснованием диапазона затрат R&D, который целесообразно выбрать ориентиром для относительно крупной компании на российском рынке спутниковой связи с годовой выручкой, лежащей в пределах 4,2—10,5 млрд руб.

Сергей Щепнов делает заключение: сегодня крупные компании рынка спутниковой индустрии и мобильной связи начали осознавать, что потенциал их традиционных рынков и перспектива роста снижается. Необходимы новые направления развития, сегменты и драйверы роста, вплоть до совместного использования своих инфраструктурных активов для предоставления новых конвергентных услуг, включая тенденции к инвестированию в инновационные продукты и услуги. Одним из перспективных драйверов развития спутниковых компаний является встраивание в инфраструктуру сетей 5-го поколения (5G NTN). Этот процесс требует существенной перестройки менеджмента и подразделений R&D в компаниях, ориентированных на рынок спутниковой связи.

Публикация полностью тут.

Авторизация