КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

»Мы бы хотели, чтобы наука начала работать за счет частных денег и на результат»

27 июля 2023 год состоялось расширенное заседание Клуба директоров по науке и инновациям, посвященное вопросам эффективности применения налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование исследований и разработок корпоративного сектора. Участники высказались за необходимость совершенствования инструментов налоговой поддержки на основе диалога профильных федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества.

Повестка заседания была посвящена обсуждению того, в какой мере действующая система косвенных мер поддержки способна повысить вклад бизнеса в развитие исследований и разработок в сотрудничестве с организациями научного сектора и как ее возможно усовершенствовать. При сравнительно высоком общем уровне расходов на исследования и разработки в России их структура существенно отличается от принятой в других развитых странах мира: большая часть финансирования выделяется государством, а не производственным сектором. К дискуссии помимо членов правления iR&D Клуба были приглашены представители крупных высокотехнологичных компаний: ТМК, СИБУР, Алмаз-Антей, а также Минобрнауки России, Дирекции научно-технических программ и проектов и Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти имена А.В. Старовойтова (ФГАНУ ЦИТиС).

О большинстве действующих льгот компании, активно ведущие исследования и разработки даже не знают. Но и наиболее известные из преференций, такие как возможность исключить из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 по утвержденному Правительством списку направлений исследований, бухгалтерские подразделения компаний предпочитают не использовать, чтобы избежать претензий налоговых органов по их неправомерному применению. Такие результаты опроса членов iR&D Клуба привел председатель его правления Андрей Полозов-Яблонский, открывая дискуссию.

Госполитика стимулирования вовлечения реального сектора в финансирование науки не должна нивелироваться сложным администрированием, отметил Павел Стариков, директор ФГАНУ ЦИТиС. Среди мер поддержки есть сложные нормы с применением коэффициентов или формулировок «не более» по которым не понятно: кто измеритель и где понятные правила игры. Есть нормы, в которых часть налогооблагаемой базы находится в ведении субъектов РФ, что дополнительно усложняет их применение. Финансово-экономические, бухгалтерские службы предприятий не используют их не столько из-за неосведомлённости о наличии данных мер, сколько из-за неопределенности практики их применения. Так в случае исключения из налогооблагаемой базы расходов на НИОКР в полуторном размере требуется определенность и прозрачность правил проведения экспертиз на соответствие работ перечню исследований из ПП РФ от 24.12.2008 № 988 и оценке размера расходов, которые можно отнести к налоговой базе умножаемой на 1,5 — чтобы те, кто решил воспользоваться данной мерой не обвинялись поголовно в попытке уклонения от налогов.

Сейчас ряд проблем подтверждения применимости данной льготы уже сняты путем внесения изменений в законодательство, рассказал директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России Юрий Казаков, но необходимо пройти последний шаг и определить перечень организаций, которые будут экспертным образом оценивать научный характер работы и понесенных на нее расходов. Представитель Министерства образования и науки отметил, что причины невостребованности многих мер поддержки научной деятельности, предназначенных организациям частного и государственного сектора, в том числе в рамках специальных правовых режимов, становится ключевым вопросом совершенствования системы стимулирования технологического развития – необходимо разбираться, что необходимо «докрутить» в этих мерах, чтобы они заработали. Минобрнауки России готово поддерживать предложения бизнеса в этой части, и привлекать к их проработке коллег из Министерства финансов, от которых зависит вопрос корректировки нормативного регулирования в этом направлении.

Востребованность действенных инструментов налогового стимулирования, которые соединяли бы имеющийся научно-технический задел и текущие запросы бизнеса подтвердил Исполнительный директор Национальной ассоциации трансфера технологий Алексей Филимонов. Они становятся особенно актуальныв ситуации, когда мы пытаемся в ускоренном формате импортозаместить выбывающие технологии. Александр Двойников, генеральный директор ФГБУ «Дирекция НТП» привел данные об объеме налоговых расходах на НИОКР: в 2021 составили почти 200 млрд. руб, что сопоставимо с суммой финансирования государственного задания на научные исследования (в том числе порядка 178 млрд по НДС, , 20 млрд по налогу на прибыль и 2 млрд по налогу на имущество). Государственной поддержка исследований и разработок демонстрирует существенный прогресс, но задействует еще не весь потенциал налоговых инструментов в сфере НИОКР. Документы государственного стратегического планирования указывают на необходимость совершенствования государственной налоговой системы. Так в Концепции технологического развития до 2030 года, утвержденной Правительством 25 мая 2023 года ставится задача устранения регуляторных барьеров для технологического развития и оборота прав интеллектуальной собственности. Отдельно указывается на необходимость эффективного администрирования налоговых льгот и установлению льготных налоговых режимов для предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии.

Рост доли косвенных мер поддержки в стимулировании исследований и разработок является мировым трендом, особенно ярко проявляющимся в развитых странах, продемонстрировал заместитель генерального директора ФГБУ «Дирекция НТП» Олег Карасев. В 2016 г. налоговая поддержка превысила прямое финансирование исследований и разработок в странах ОЭСР. В 2020 г. — в каждой четвертой стране ОЭСР более 70% государственной поддержки ИиР для бизнеса предоставлялось в виде налоговых льгот. Россия также идет в русле данной тенденции: количество косвенных мер поддержки насчитывает уже полтора десятка. Но представители бизнеса указывают на существование бутылочного горлышка, которое не способствует применению богатого инструментария, который предусмотрен российским налоговым законодательством. В ряде случаев получение налоговых льгот связано с издержками, которые могут превысить сумму, которую возможно выручить от применения льготы. Например, необходимо содержать штат специалистов, администрирующих этот процесс. Дополнительные издержки несет риск получения претензии со стороны налоговых органов о неправомерном использовании налоговых льгот и связанная с этим потеря статуса добросовестного налогоплательщика.

Анастасия Огнева, руководитель службы по управлению объектами интеллектуальной собственности ПАО «ТМК», исходя из своего опыта отметила хорошую применимость для бизнеса коэффициента 1,5 к расходам на создание научных заделов. Представитель ТМК отметила, что бизнес нацелен на создание готовых продуктов, а не получение результатов исследований и разработок в виде отчетов. Но у большинства научных организаций отсутствуют компетенции по доведению научно-исследовательской работы до продукта. В связи с этим предлагается повысить коэффициент, на который умножаются расходы, выводящиеся из налогооблагаемой базы до 3 для случаев затрат на создание новых продуктов, в которых использованы результаты НИОКР, исполнителем которых является научная организация. Также предлагается освободить от НДС расходы на создание конструкторской документации, для запуска предприятиями в производство продуктов, созданных на основе РИД научных организаций. Бизнес готов платить за исследования, но только если по итогам получит продукт, который сможет вывести на рынок и получить прибыль, подчеркнула А. Огнева. Мы бы хотели, чтобы наука начала работать за счет частных денег, и работать на результат. Мария Богомолова, руководитель практики «Интеллектуальная собственность» ООО «СИБУР» привлекла внимание к тому, множество работ, которые совершаются вокруг НИОКР, — таких как строительство или закупка оборудования, не поддерживаются никакими льготами, хотя стоить могут дорого, и без них не понятна результативность НИОКР. На них тоже стоило бы распространить косвенные меры поддержки инноваций, но «огранить» их так, чтобы они стали удобными, а иногда даже адресными – например, направленными на развитие конкретных технологий.

Наталья Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект» (АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») привела в качестве примера не до конца продуманную льготу по налогу на прибыль в отношении доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной инвентаризации Предусмотренный при ее введении в 2017 г. двухлетний срок действия оказался недостаточным, в связи с трудоемкостью проведения процедуры инвентаризации прав на РИД. В 2022 г. льготу восстановили еще на три года, а для субъектов МСП – на пять лет. Но предприятия из сферы ОПК опять могут не получить от нее эффект, на который могли бы рассчитывать, по причине того, что обязаны согласовывать результаты инвентаризации с государственными заказчиками (силовыми ведомствами и Министерством обороны). В результате процесс инвентаризации может идти от полутора до пяти лет, и за временной лаг, когда действует льгота, идентифицировать, обеспечить охраной и поставить на баланс весь пласт имеющихся результатов интеллектуальной деятельности просто не успеть.

Налоговые льготы, направленные на стимулирование инноваций, не применяются в том числе потому, что у налоговых органов не было понимания, например, что такое инновационная продукция и т.п. – пояснила Елена Белова финансовый директор ООО «Интеллектуал Пропети Менеджмент Групп». Теперь Концепция технологического развития до 2030 г. дала многие из необходимых определений. Кроме того, в концепция четко говорится о введении налоговых преференций для создания интеллектуальной собственности и развития науки и технологий, которые, должны пронизывать весь цикл создания продукции.

По итогам заседания было решено обратиться в Минобрнауки, Минфин и ФНС с предложениями по развитию инструментов государственной поддержки сферы науки и технологий.

Авторизация