КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Интрапренёр для компании: как преодолеть дефицит предпринимательской инициативы

6 октября 2023 года Клуб директоров по науке и инновациям провёл встречу, посвященную тому, как развивается корпоративное предпринимательство и почему этот формат работы с инновациями может быть сейчас особенно актуален.

Клуб в своей деятельности поддерживает развитие корпоративных инноваций и внутреннего предпринимательств, в том числе с опорой на форсайт-исследования. Собственно, метод прогнозирования и форсайт-исследований как инструмент научно-технологического развития предполагает преодоление общего в крупном бизнесе дефицита предпринимательской инициативы. Именно для этого компании разрабатывают и тестируют в том числе различные модели привлечения представителей стартап-индустрии в качестве внутрикорпоративных предпринимателей для конструирования перспективных продуктов, услуг, технологий.

Интерес к этой теме подогрел выход в сентябре первой книги о корпоративном предпринимательстве от российских авторов. Главным автором книги «Внутреннее предпринимательство» является Андрей Батрименко, директор Центра развития новых продуктов «Академии Ростеха». Одним из соавторов выступила Ирина Тарасова, директор Центра корпоративных инноваций «Акселератора ФРИИ».

Клуб пригласил этих и других уважаемых экспертов выступить на своей площадке и принять участие в дискуссии о том, является ли внутреннее предпринимательство просто очередных модным трендом или же действительно ценным ресурсом, который можно использовать для адаптации компаний к новым рыночным ресурсам.

Андрей Батрименко рассказал, что в основу книги лёг опыт поиска новых проектов в рамках программы «Вектор» Ростеха. С 2018 по 2023 было проанализировано около 15 тысяч заявок. Из них лишь 50 проектов дошли до финала, были признаны победителями и стали участниками бизнес-акселератора.

С 2018 года у российских корпораций  заметен тренд роста программ, нацеленных на развитие внутреннего предпринимательства: запущено более 40 программ развития внутренних инициатив сотрудников. Андрей Батрименко дал такое определение внутреннему предпринимателю (он же — интрапренер): предприимчивый сотрудник компании, который способен проявлять активность, брать на себя риск, проектировать и реализовывать проекты по запуску новых продуктов, направлений бизнеса или внедрения внутренних изменений. Автор книги делает акцент на мысли И.Шумпетера: всякий индивид, обладающий поисковым стилем мышления — является потенциальным предпринимателем.

Батрименко выделил 14 направлений, по которым может быть направлена инициатива сотрудников: от создания новых продуктов или услуг внутри существующей компании до новых форм коммуникации с клиентами. Вывод, к которому он пришёл: внутреннее предпринимательство – это инструмент и ресурс, который способен помочь компаниям адаптироваться к новым рыночным реалиям и в перспективе, принести коммерческий успех и процветание.

Однако это не означает, что абсолютно все сотрудники компании должны стать предпринимателями. Если все будут постоянно заняты только тем, чтобы инициировать и проводить изменения, то начнется хаос. Достаточно 3-5% сотрудников с предпринимательской жилкой от всего состава компании. Таких людей нужно найти, идентифицировать, далее снабдить их необходимыми инструментами, и наконец, направить их энергию в нужное для компании русло.

Опытом поддержки более 30 программ корпоративного предпринимательства ФРИИ поделилась Ирина Тарасова. Она направлены в числе прочего на выявление подлинных инновационных лидеров – людей внутри компании, берущих на себя ответственность за разработку новых решений, воплощение идеи в прибыльный готовый продукт или работающее решение, и принимающих на себя риски с этим связанные. По мнению Ирины, очень важно постоянно совершенствовать как профессиональные компетенции (например, навык создания прототипов продуктов / услуг в условиях ограниченных бюджетов и сроков), так и «софт», то есть мягкие навыки (к ним можно отнести креативный подход, умение находить нестандартные решения, навык взаимодействия и управления командой, критическое мышление, умение взвешивать риски и др. Чтобы развивать лидеров, можно использовать программы корпоративного предпринимательства.

Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета ГК «Ростех», рассказал  об опыте корпоративного предпринимательства для формирования экосистемы, обеспечивающей ускорение процессов разработки, производства и продвижения на рынки глобально превосходящих мировой уровень и глобально конкурентоспособных продуктов и технологий в кратчайшие сроки. Ключевым фактором при этом выступает развитие системы управления уникальными технологическими компетенциями (центрами глобального технологического превосходства и конкурентоспособности), а также развитие системы управления запросами на внешние инновации.

В свою очередь Рената Джордж, управляющий партнёр венчурной платформы IZBA VС, обратила внимание на то, что любому предпринимателю нужно грамотно сформировать команду, пройти все этапы создания нового продукта или услуги и не терять надежды привлечь венчурные инвестиции. Конечно, далеко не каждому проекту удастся выйти на IPO, но это и не обязательно. Ведь, например, дивидендные модели вписываются в экономику венчурной деятельности.

Участники мероприятия сошлись во мнении, что вовлечение сотрудников в инновационный процесс (это часто называют корпоративным краудсорсингом) повышает эффективность бизнеса и открывает дополнительные точки роста.

Авторизация