Кадры и образование
Анастасия Баскакова, эксперт Секции «Кадры и образование» Клуба директоров по науке и инновациям
«Мировой опыт показывает, что в высокотехнологичном инновационном бизнесе чаще всего наибольшего успеха добиваются те компании, во главе которых стоит человек, имеющий образование, которое позволяет понимать сущность высокотехнологичного бизнеса, с одной стороны, и потребности потребителя, с другой. В России также большинство крупнейших инновационных предприятий возглавляют инженеры, которые интуитивно осваивали основы управления бизнесом и избежали фатальных ошибок при становлении своего бизнеса. Но таких людей единицы и они, скорее, исключение из правил.»
Очевидно, что «советские» стандарты образования устарели. Специалисты, которые выходят сейчас из вузов, не являются профессионалами, качество их подготовки не отвечает требованиям работодателей. Вчерашние студенты не могут не только управлять инновационными процессами, но и не являются образованными инженерами, с трудом представляют себе, чем именно намерены управлять. На их подготовку к реальной работе уходит немало дополнительных средств и сил.
Однако проблема не только в низком качестве вузовского образования. Есть проблемы и со средним образованием – с довузовской подготовкой, со стандартами образования.
Крупный бизнес в отсутствие четкой стратегии и участия государства, зачастую сам решает проблему повышения качества образованию, участвуя в целевой подготовке специалистов, создавая базовые кафедры в университетах и собственные корпоративные университеты. Но вопрос взаимодействия с вузами и влияния на качество образования даже для них остается открытым. В том числе потому, что нет четко сформированного заказа: какими должны быть специалисты. Не выработаны единые стандарты образования. Если ситуация в ближайшее время не изменится, нехватка кадров станет катастрофической.
Основные блоки вопросов, которые рассматривает Клуб директоров по науке и инновациям в рамках Секции «Кадры и образование»:
- Подготовка персонала для управления инновационной деятельностью: кого, чему и кто должен учить.
- Модели взаимодействия вузов и компаний в части образования и подготовки кадров.
- Базовое инженерно-техническое образование: как вернуть высокий уровень подготовки инженеров.
Основные задачи Секции «Кадры и образование»:
- Выработать список основных проблем, рекомендаций и требований к высшему образованию, особенно – к образованию управленцев, специализирующихся на науке и инновациях.
- Принять максимально подготовленное и информационно обеспеченное предложение по решению основных проблем в части взаимодействия бизнеса и государства (в лице вузов, отвечающих за образование нужных специалистов).
- Выработать предложения по обмену опытом в области собственных образовательных программам компаний – членов Клуба.
- Выработать подходы к разработке методики и организации независимой аккредитации Клубом образовательных программ на их соответствие профессиональным требованиям (на уровне бакалавриата и магистратуры, инженерных и управленческих специальностей).
МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ «КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ»