Инновации ищут большей доли в бюджетах компаний с госучастием
Вчера, 2 июля 2015 года, Клуб директоров по науке и инновациям совместно с НИУ ВШЭ и Минэкономразвития России провел круглый стол на тему «Актуализация ПИР госкомпаний: новые подходы к корпоративным инновациям». Представляем обзор Коммерсанта по итогам прошедшего мероприятия.
Минэкономики предпринимает новую попытку привлечь госкомпании к финансированию инноваций. Ведомство разработало для них новые требования к программам инновационного развития. Они включают увеличение числа заказов новых технологий у российских поставщиков, раскрытие планов закупок и привлечение экспертов к разработке программ. Впрочем, основную проблему — недостачу интереса к инновациям у самих госкомпаний — этот документ вряд ли решит.
Минэкономики совместно с институтами развития разработало и направило в правительство новые методические указания к программам инновационного развития (ПИР) компаний с госучастием. Напомним, вопрос разработки ПИР и мониторинга их реализации обсуждался на апрельском заседании президентского Совета по модернизации и инновационному развитию, где были одобрены подготовленные предложения (протокол есть в распоряжении «Ъ»). В документе записано, что госкомпании должны к 15 ноября 2015 года привести ПИР в соответствие с новыми требованиями к качеству программ, основной целью которых должен стать отказ от устаревших технологий. По данным «Ъ», госкомпании настояли на отсрочке до апреля 2016 года — правка может быть внесена перед утверждением документа правительством. Вчера в НИУ-ВШЭ прошло первое открытое обсуждение ПИР с участием госкомпаний.
Последняя версия методических указаний была разработана еще в 2010 году, ее основной целью было создание инновационных департаментов внутри госкомпаний. Теперь же госкомпаниям рекомендуется перейти от внедрения новых разработок «снизу вверх» (когда потребность в них предлагают подразделения компании) к стратегическому планированию «сверху вниз» и распространить ПИР и на «дочки». Оценка возможного внедрения инноваций должна проводиться для всех инвестпроектов дороже 1 млрд руб. Самих инноваторов также предлагают разделить на поставщиков и покупателей технологий.
В критерии эффективности ПИР госкомпании также должны включить объем инвестиций на внедрение российских технологий и закупки инновационных товаров, работ, услуг у российских поставщиков. Отбор поставщиков рекомендуется вести по стоимости жизненного цикла товара (с учетом срока использования и издержек на обслуживание). Для этого потребуется раскрыть информацию о планах закупки инноваций и лекарств и создать «единое окно» для поставщиков. Помимо этого компании должны публиковать «паспорт» ПИР и привлекать экспертов к разработке программ. Пока госкомпании предпочитают закупать разработки за рубежом, разработчики также ориентируются на экспорт, говорится в презентации замглавы Российской венчурной компании Евгения Кузнецова.
Утверждать разработанные госкомпаниями ПИР (всего в списке 35 госкомпаний, не считая «дочки») будет комиссия, в которую помимо профильных министерств входят Минэкономики и Минобрнауки. Эффективность ПИР предлагается сравнивать в первую очередь с зарубежными конкурентами по итогам оценки существующих технологий и возможностей их переноса. Вес ПИР в перечне показателей эффективности госкомпании должен составлять 20-25%, говорится в документе. Предполагается также мотивировать топ-менеджмент госкомпаний, но для этого потребуется изменение требований к ним у Росимущества.
«Типичные проблемы для 90% госкомпаний — это нехватка персонала, который занимался бы внедрением новых разработок, ограниченный бюджет и отсутствие коммуникации между соответствующими департаментами и остальными подразделениями компании»,— отмечает директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Высшей школы экономики Михаил Голанд. «Необходимо применять не только кнут — повышение требований к отчетности, но и пряник — помощь в решении конкретных проблем компаний, зачастую представляющих собой целые отрасли, в частности за счет корректировки нормативной базы»,— считает эксперт.
Татьяна Едовина
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2759787