Итоги Общего собрания Клуба «Экспорт как драйвер инноваций»
29 мая 2015 года на площадке API Moscow Красный Октябрь состоялось ежегодное Общее собрание Клуба директоров по науке и инновациям. Традиционно оно было тематическим. В этот раз на тему «Экспорт как драйвер инноваций». Мероприятие прошло при поддержке «Клуба Экспортеров» и собрало более 80 участников, в числе которых представители крупнейших корпораций, органов государственной власти, институтов развития и других игроков инновационной экосистемы.
Общее собрание началось с “закрытой” части, где члены Клуба директоров по науке и инновациям решали свои организационные вопросы и выбрали новый состав Правления. По итогам голосования его председателем стал Андрей Зюзин, управляющий директор Фонда “ВЭБ-Инновации”.
«Открытая» часть Общего собрания состояла из двух панельных дискуссий, посвященных вопросам экспорта. В ходе первой Алексей Господарев, директор департамента внешнеэкономических отношений Минпромторга, отметил, что главной целью власти на данный момент финансовая поддержка экспорта и что у государства есть для этого инструмент – субсидирование экспорта и помощь компаниям.
«Наша задача сейчас – расширить круг дискуссий по вопросам реализации дорожной карты с привлечением профессиональных сообществ, например, «Деловой России». Еще мы собираемся более обстоятельно подойти к вопросу о реформировании системы торгпредставительств, то есть нужно рассмотреть вариант выделения системы в отдельную госкорпорацию, наделенную полномочиями нанимать иностранных сотрудников, привлекать подрядчиков и так далее», — рассказал чиновник.
Отвечая на вопрос из зала о том, как он оценивает российскую продукцию, господин Господарев отметил, что ему она представляется вполне конкурентной уже потому, что «российские компании вовремя поняли, что нужно предоставлять не товары, а финансовые пакеты услуг, включающие в себя все необходимое».
Директор департамента министерства упомянул также и о наукоемких экспортных разработках. По его словам, Минпромторг при помощи Росэксимбанка инициировал конкурс на предоставление компенсации экспортно-ориентированных НИОКРов. Для тех, кто не принял участие в конкурсе, министерство также подготовило специальные инвестиционные контракты, гарантирующие особые условия малым и средним предприятиям, которые решатся на осуществление экспорта, сообщил Господарев.
В рамках дискуссии была также затронута «больная» для многих компаний тема государственного лоббирования продукции, актуальная даже внутри страны. «Если руководство компании Nike носит только «Найки», а глава Hyundai ездит только на корейских машинах, почему у нас топы и директора не пользуются продукцией, которую выпускают?» — спросил член группы Интер РАО Павел Архипов. «А мы этот вопрос сейчас решаем в рамках политики импортозамещения», — нашелся Алексей Господарев.
После господина Господарева на вопросы начинающих экспортеров отвечала заместитель директора департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Елена Назарова.
«Мы сейчас обсуждаем высокотехнологичный экспорт, который у нас находится в приоритете: за последние три-четыре месяца более шести миллиардов долларов выручено за счет высокотехнологичной, инновационной продукции, и это на 6% больше, чем было зафиксировано за аналогичный период в прошлом году. И это понятно, так как государство в последний год, полгода заняло очень активную позицию в этом вопросе. Минэкономразвития, Минпромторг, банки реализуют проекты, которые соответствуют, с одной стороны, нашим бизнесам, а с другой – международной практике», — рассказала она.
Также, по словам Елены Назаровой, важнейшей вехой в деле развития российского экспорта за последний год стало принятие новой редакции дорожной карты. «Благодаря ей решается первый блок вопросов, который сейчас обсуждает наше министерство совместно с Минфином – это облегчение административных процедур, — пояснила представительница министерства. — У нас не так давно были внесены изменения в законодательство, прежде всего, в налоговое, теперь у нас еще упрощен порядок предоставления данных о возмещении НДС».
Следующей частью работ, по словам госпожи Назаровой, стали работы по облегчению ввоза и вывоза научных и коммерческих образцов, которые необходимы для производства, прежде всего, в IT-сфере. «Также Минэкономразвития недавно собирало представителей этой сферы, чтобы определить, как облегчить производителям в этой сфере все процедуры, прежде всего, с пересечением границы, с оформлением, с подтверждением данных о ввозе/вывозе, — сообщила она. — Еще одно направление – это развитие финансовых инструментов поддержки экспорта: многие экспортеры часто не обладают финансовыми средствами, с помощью которых они могли бы наладить работу, поэтому нужны программы субсидирования процентных ставок по кредитам, а также инструменты страхования с отсрочкой платежа». По словам Назаровой, именно с этой целью в 2015 году была запущена соответствующая программа в Росэксимбанке. «Росэксимбанк, насколько я понимаю, тоже уже предпринимает какие-то внутренние меры, чтобы начать предоставлять экспортное финансирование, — добавила она. — Это очень важно, потому что программы Внешэкономбанка, которые уже работают, не предоставляют субсидированные кредиты по работам и услугам, а Росэксимбанк сможет это делать».
Помимо представителей российских министерств, в рамках первой панели перед собравшимися также выступил и директор по международным проектам РВК Олег Плаксин.
«Многие задаются вопросом: РВК и экспорт – при чем тут это? Со своей стороны РВК проводит работу, аналогичную работе Минэкономразвития. Мы формируем собственную сеть представителей в отдельных странах, обладающих наиболее развитыми инновационными экосистемами. Я считаю, что это перспективная работа, которая будет иметь свой положительный результат», — сразу пояснил Плаксин. — Сейчас у нас уже есть дочерняя компания в США, представительства в Израиле и Сингапуре».
По мнению эксперта, полезным для российских экспортеров может быть, прежде всего, опыт РВК в выстраивании системы представителей. Наши представители – это очень квалифицированные инженеры, располагающие опытом серийного предпринимательства, хорошо знающие рынки венчурного капитала, имеющие опыт работы в крупных международных корпорациях и понимающие, как они устроены, они способны помочь российским инновационным компаниям встраиваться в международные цепочки добавленной стоимости, найти наиболее подходящих и перспективных международных партнеров, готовые дать квалифицированную консультацию по сложным современным технологическим решениям», — заявил эксперт.
Также, убежден господин Плаксин, в деле экспорта России есть чему поучиться, к примеру, у Белоруссии. «Там экспорт превратился в подобие религии, — отметил он. — Стоит им получить возможность – и они выходят на рынки Польши и реализуют свои инициативы там. Мне кажется, что вообще поддержка экспорта в нашей стране еще так нова, так молода, что ее нужно воспринимать как стартап, не потому, что результат непонятен, а потому, что всем нам приходится помогать друг другу и искать новые пути, новые способы, новые инструменты».
После завершения первой панельной дискуссии председатель Правления Клуба директоров по науке и инновациям Андрей Зюзин вручил награды победителям экспертного рейтинга «Инновации в России-2014», который был организован Клубом совместно с Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ (Больше информации о Рейтинге: http://irdclub.ru/2015/04/5394).
Вторую панель дискуссии, объединившую истории экспортного успеха, открыла генеральный директор торговой площадки B2B-Export и основатель Клуба Экспортеров Екатерина Дьяченко. В своем выступлении она призвала уже представленные на международном рынке компании поддержать начинающих экспортеров и поделиться с ними своим опытом работы с иностранными рынками. «Их помощь, их опыт очень важны для начинающих экспортеров, — отметила госпожа Дьяченко. – Хотя, конечно, нельзя недооценивать и важность предоставления госгарантии, наличие все механизмов, которые зафиксированы сейчас в приложении к госбюджету».
Отвечая на ее призыв, слово взял советник генерального директора по инновационному развитию компании «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский. «Мы в этом смысле не совсем обычная компания, мы экспортируем не столько товары, сколько услуги. Декомпонировать услуги авиакомпании на инновационые и не инновационные невозможно, поэтому мы считаем, что важно определить факт инновационности компании: компания ибо инновационная, и у нее есть инновационная продукция, либо нет», — заявил он. ОАО «Аэрофлот» работает на глобальном высококонкурентном рынке и обречен быть инновационным, иные просто не выживают. По словам господина Полозова-Яблонского, порою основным препятствием для развития экспорта в России является неумение местных бизнесов работать над правильной подачей, над продвижении продукции. «Есть такая проблема в нашей ментальности: мы нашу продукцию забываем упаковать и привязывать «бантик», — пояснил он. — А когда у вас есть продукция, то завлекать покупатели из-за рубежа нужно именно с «бантика», а уже потом он, покупатель, заинтересуется сущностными свойствами предлагаемой продукции».
Заместитель директора RusHydro International Михаил Козлов в своем выступлении отметил основные проблемы, существующие сейчас в российском экспорте. «Мы занимаемся экспортом и услуг, и товаров, и первый интересный вывод из нашей деятельности заключается в том, что российское производство отстало от мирового не столько по уровню, сколько по умению обеспечивать спрос, и с этим надо работать», — констатировал он. Также, по его словам, компанию РусГидро интересует экспорт инновационных продуктов. «Приятно, что внутри России удалось найти довольно много интересных инновационных продуктов и услуг в области энергетики, — отметил господин Козлов, — но жаль, что некоторые из них уже имеют аналоги за рубежом, о которых зачастую не знают сами разработчики».
Существенной проблемой, по мнению заместителя директора, является «незнание языков и связанные с этим трудности с интеграцией в мировое пространство». «Отсюда и проблемы с аналитикой, и проблемы с участием в конференциях, и проблемы с организацией продаж», — отметил господин Козлов. При этом, по его словам, на этом фоне особенно выигрышно смотрятся некоторые производства, на которых не только руководство, но и технические специалисты говорят на иностранных языках, а контрактная документация готовится в соответствии с международными нормами. «И я уверен, что за ними будущее», — добавил эксперт.
Инвестор и директор акселератора Фонда развития интернет-инициатив Дмитрий Калаев в своем выступлении затронул ряд проблем, существующих сейчас в экспорте IT-сферы. «Вот ошибка, с которыми я сам постоянно сталкиваюсь: все уверены в своем успехе, в том, что в IT можно сделать прогноз на основе только данных маркетинговых агентств. А я не верю в то, что можно «экспертно» проверить, будет что-то продаваться в Америки или Германии или нет: нужно поехать туда, пройтись по клиентам, понять, какой канал продаж нужен, какое ценностное предложение работает и только потом начинать активные действия», — заявил господин Калаев.
Также, по его мнению, серьезной преградой для построения успешного экспортного проекта является различие рынков и ментальностей. «Например, между нами и американцами есть очень серьезное различие в ментальности, и то, что у нас работает, у них не сработает никогда и наоборот, — пояснил он. — Например, у нас любой IT-разработчик ведет «натуральное хозяйство», все пишет сам. В США другие правила игры, там никто не делает все, преобладает четкая специализация».
По слова господина Калаева, то же верно и другую сторону. «В России уже два года работает копия американского проекта squareup.com: это приемник пластиковых карт, в который вставляется телефон и который превращается в платежный терминал, — рассказал он. — В Америке это суперпопулярная штука, но в России она не идет из-за наличия конкурентного предложения по терминалам от российских банков. Глубоко убежден, что выход на рынок другой страны должен осуществлять ТОП-менеджер материнской компании, а продажи – нанятый ”абориген”».
Серьезно влияющим на успешность является и правильная деловая коммуникация, привычная для страны на рынок которой выходит компания. «У меня знакомые сейчас хотят менять работающих на них в России специалистов техподдержки и объясняют это тем, что те отвечают на письма слишком лаконично: «Ок, поняли проблему, сейчас исправим», а американцу важно получить письмо типа: «Да, Боб, как ты, извини, что так получилось» и только потом – суть проблемы, — констатировал господин Калаев. — То, что русскому хорошо, для американца неприемлемо, и это нельзя не учитывать».
Перспективные российские регионы на форуме представил генеральный директор Корпорации экспорта Республики Татарстан Айрат Назмеев. «Татарстан – промышленный регион, у нас есть разделение по кластерам, есть Камский кластер, куда входит зона Набережных Челнов, это КамАЗ, разумеется, в первую очередь, а также особая экономическая зона Алабуга, где разместился завод Ford Sollers, Castamony Integrated, крупнейший производитель МДФ плиты и паркетной доски и ряд крупных заводов, таких как Rockwool и тд.», — рассказал господин Назмеев. По его словам, также в республике хорошо представлен нефтехимический кластер, где основными предприятиями являются Нижнекамский «Нефтехим», «Танеко» и «Нижнекамшина».
Казань также богата инновационными производствами. «В Казанской агломерации есть очень сильные промышленные образования, КАПО им. С. П. Горбунова, Казанский вертолетный завод, Казаньоргсинтез, Казанский медикоинструментальный завод, Татхимфармпрепарат, — пояснил эксперт. — Поэтому 50% того, что в Татарстане производится уходит на экспорт, ведь он изначально сам по себе экспортно-ориентирован».
География экспорта у компаний из Татарстана, по словам Назмеева, очень широкая: традиционно самый большой объем приходится на страны СНГ. Из стран дальнего Зарубежья это и страны Европейского союза, Азия, Африка. Если рассматривать Африку, сильные позиции по несырьевому экспорту по африканскому направлению — это КАМАЗ, потому что КАМАЗ является многократным победителем ралли Париж – Дакар, у него там хорошая узнаваемость, машина сама по себе крепкая, сделанная для местных дорог, — рассказал он. — В Египте развитие идет стабильно, в странах Персидского залива есть представители КАМАЗа в ОАЭ, генштаб местной армии ездит на наших машинах».
Отдельным вопросом для республики является организация экспорта малыми и средними компаниями. «Им в последнее время уделяется очень большое внимание: в Татарстане создан центр поддержки экспорта малого и среднего бизнеса, — пояснил Назмеев. — Но мы, в свою очередь, также им помогаем, и особенно большой потенциал мы видим в наукоемкой сфере и в сфере IT-технологий, которые можно и нужно развивать».
Участники Общего собрания высоко оценили актуальность темы мероприятия и возможность непосредственного общения с представителями крупнейших российских корпораций и профильных министерств. По словам Олега Плаксина, «Именно на таких мероприятиях и случаются судьбоносные встречи, в том числе и с чиновниками, которые так важны для экспортирующих компаний».
Презентации
Клуб Экспортеров, «Российский экспорт в цифрах и фактах»
Экспортное страховое агентство России
Фотографии