21 апреля 2016 года: Дискуссионная панель «Связи с промышленностью»
21 апреля 2016 года на форуме «Экосистема инноваций» в рамках проекта по совершенствованию моделей взаимодействия университетов и бизнеса, реализуемого Клубом директоров по науке и инновациям при поддержке ОАО «РВК», состоялась панельная дискуссия «Связи с промышленностью».
Для обсуждения ключевых вопросов взаимодействия университетов и корпораций собрались представители научно-образовательных и кадровых блоков крупных российских компаний, ведущие профильные эксперты, а также представители университетов и институтов развития. В рамках дискуссии обсуждались существующие и перспективные механизмы взаимодействия российских университетов с промышленностью, проблемы сотрудничества, которые беспокоят корпорации, возможный их запрос к университетам. В качестве ключевых экспертов в дискуссионной панели приняли участие:
- Сергей Дмитрук, директор технического департамента ЗМ Россия;
- Наталья Ильина, заместитель директора Блока по управлению инновациями ГК Росатом;
- Светлана Инфимовская, директор по работе с образовательными и научными организациями Промышленной группы «Базовый элемент»;
- Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета Государственной корпорации «Ростех»;
- Александр Корчагин, начальник Центра инновационного развития филиала ОАО «РЖД»;
- Владимир Костеев, исполнительный директор НП «Клуб директоров по науке и инновациям»;
- Олег Мансуров, руководитель направления по взаимодействию с индустриальными партнёрами НИТУ «МИСиС»;
- Михаил Раяк, директор Технопарка «Политехнический»;
- Артем Шадрин, директор департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации;
- Сергей Салихов, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Владлена Серебрякова, помощник ректора по взаимодействию с высокотехнологичными организациями Университета ИТМО;
- Надежда Терлыга, заместитель первого проректора Уральского федерального университета, начальник управления инновационного маркетинга.
Открыл дискуссию подробный доклад Владимира Костеева, исполнительного директора Клуба директоров по науке и инновациям, о промежуточных результатах и предварительных итогах исследовательского проекта по развитию связей вузов с промышленными предприятиями, реализуемого Клубом при поддержке ОАО «РВК». Как отметил Владимир, среди системных препятствий для взаимодействия вузов и индустрии следует выделить пять основных проблемных моментов:
- Мотивация: взаимодействие – это только средство для достижения цели, будь то конкурентоспособность компании или повышение качества образования в вузе. Сотрудничество ради сотрудничества не интересно ни вузам, ни компаниям.
- Принятие решений: работа большой компании с большим университетом может закончиться тем, что согласование взаимодействия не состоится никогда. Обе иерархические структуры достаточно бюрократичны, закрыты и медлительны.
- Коммуникация: разорвано взаимодействие на уровне инженерно-технических и научных сотрудников, плохо функционирует система вовлечения студентов в работу над прикладными проектами. Мероприятия на уровне высшего руководства компаний и университетов не могут восполнить системные пробелы в коммуникации среднего звена.
- Господдержка: существующие меры поддержки де-факто не являются таковыми для крупных компаний, несмотря на значительный объем выделяемых средств. Длительные сроки, непредсказуемые результаты экспертизы и неудобные форматы работы не позволяют компаниям пользоваться государственной поддержкой в полной мере.
- Компетенции: не во всех отраслях университеты способны эффективно отрабатывать НИР и НИОКР на всех уровнях технологической готовности продукции, во многих отраслях – университеты просто неконкурентоспособны. Развитие компетенций вузов не входит в зону ответственности компаний.
В то же время, несмотря на существующие проблемы, существует определенная заинтересованность компаний в развитии сотрудничества, в первую очередь связанная с возможностями университета как центра компетенций по определенному направлению. При этом, однако, компании часто предпочитают коммуницировать с исследовательскими группами напрямую, университет же в лучшем случае выполняет формальную функцию бэк-офиса.
Дискуссию продолжила Наталья Ильина, заместитель директора Блока по управлению инновациями ГК Росатом. Она рассказала об инновационной программе «Росатома», в рамках которой был создан консорциум опорных вузов, а также об опыте создания онлайн-площадки для развития совместных исследований, целью которой был отбор приоритетных проектов, которые были бы интересны дивизионам, бизнесу по приоритетным тематикам для Госкорпорации. В данном проекте участвовали 30 вузов и 40 организаций Госкорпорации «Росатом». Было подано 600 заявок, но из этих 600 заявок было запущено только 20 пилотов. Несмотря на небольшой процент, Наталья отметила, что они собираются повторить этот опыт и в 2016 году. Благодаря реализации данного проекта компании удалось сформировать карту продуктов университетских исследований в тех направлениях, где компетенции вузов были наиболее развиты. Среди этих направлений: моделирование, фундаментальные исследования, базы данных, концептуальные исследования как различные форсайты.
Также Наталья отметила, что «Росатом» уходит от традиционного заказа на НИОКР, от стандартного разыгрывания объема финансирования, и переходит к созданию кроссфункциональных команд и созданию совместных профильных центров. Именно такой опыт и был осуществлен с одним из опорных вузов – МИФИ, где был реализован проект «Прорыв». Именно в МИФИ была начата практика перехода на целевой проектный заказ – на магистерскую программу под целевой проект. Наставниками студентов в рамках данной программы является непосредственно среднее звено и руководство производственных предприятий «Росатома».
В продолжение темы дискуссии, Олег Мансуров, руководитель направления по взаимодействию с индустриальными партнерами в МИСиС, рассказал об опыте картирования компетенций МИСиС, которое осуществляется уже на протяжении полугода. В МИСиС ведется работа по созданию карты компетенций, для лучшего понимания того, чем именно занимаются кафедры и что они могут предложить промышленности. Также Олег отметил, что у МИСиС пока не получается выстроить в полной мере системный подход к взаимодействию с компаниями, и рассказал о том, что МИСиС на данный момент ведет переговоры с РВК по участию в федеральном акселераторе проектов GenerationS с инициативой создания трека по металлургии.
Однако не все участники согласились с тем, что крупные корпорации рассматривают университеты как прекрасные возможности для развития R&D. Светлана Инфимовская, директор по работе с образовательными и научными организациями «Базового элемента» высказала свое мнение на этот счет. В большинстве вузов, по словам Светланы, студенты рассматриваются лишь как товар. Тем не менее, все же намечается положительный тренд, относительно создания студентами своего стартапа, который может быть интересен группе компаний. Еще одной проблемой в области разработок является вопрос по оснащенности самого вуза и по компетенциям тех, кто готов вести те или иные разработки.
Также Светлана отметила тот факт, что в классических университетах большинству студентов до сих пор внушают, что фундаментальная наука – это венец карьеры, но идут туда, если брать естественнонаучный цикл, максимум 5-10%. Прикладная же наука воспринимается как что-то вторичное.
Тему развития фундаментальной науки продолжил Сергей Салихов, директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России, высказавший два основных тезиса. Во-первых, фундаментальная наука – это всегда зона ответственности государства, и финансируется она как раз в основном за счет государственных средств, поэтому ее доход довольно фиксированный. Во-вторых, прикладная наука – это единственная область научных исследований, которые могут сгенерировать доход от лицензий, доход от использования технологий, поэтому эта область должна быть более привлекательной для коммерческих компаний.
В РФ примерно 350-360 миллиардов – это прямые средства федерального бюджета, которые выделяются на научные исследования, из них на фундаментальную науку – только 142 миллиарда. Остальные деньги, так или иначе, связаны с прикладными исследованиями. Это не совсем нормально, потому что доля государственных средств в прикладных исследованиях должна минимизироваться, прикладные исследования – исследования в интересах бизнеса и, соответственно, бизнес должен финансировать те исследования, которые ему нужны. Однако в России, по приблизительным оценкам, на долю частных инвестиций от общих расходов на исследования и разработки приходится менее 30%.
Компании, которым действительно нужны исследования, можно посчитать по пальцам. Остальные компании занимаются получением субсидий на покрытие собственных расходов по тем или иным направлениям, прикрывая их ярлыком НИОКР. Это не означает, что они плохо относятся к университетам. Это означает, что у них нет потребностей к тем изменениям, к тем инновациям, которые необходимо внедрять.
Проекты НИОКРов являются удачными, когда компания непосредственно заинтересована, непосредственно участвует в консорциумах, в производстве НИОКРов. Тогда действительно можно увидеть результаты, которые внедряются в экономику, которые работают. Очень важно, чтобы компании думали не только о текущих экономических показателях, о сегодняшнем дне, но и о том, что они будут делать через 10-20 лет, в какой среде они будут находиться.
Об опыте Ростеха по работе с вузами рассказал Александр Каширин, заместитель председателя научно-технического совета госкорпорации. Ростех имеет около 300 опорных вузов и 300 базовых кафедр, 10% вузов выполняют НИОКРы для предприятий корпорации.
В рамках Ростеха недавно был создан Центр открытых инноваций, который будет действовать через базовые кафедры в опорных университетах: в РЭУ имени Плеханова и в РУДН. Этот Центр предназначен для оказания содействия компаниям и организациям во внедрении механизмов открытых инноваций, к которым по сути и относится взаимодействие вузов с промышленностью. У Ростеха также есть пилотный проект по венчурному фонду, который профинансировал 8 проектов и сделал один выход. Есть инновационные сессии, внутрикорпоративная площадка как для внутренних коммуникаций, так и для внешних.
Также Александр Иванович отметил, что нынешние конструкторы не готовы мыслить критериями и подходами компетентностного подхода, они готовы только решать какие-либо конкретные задачи. Понятие «компетенция» все толкуют по-своему.
Успешным кейсом компетентного подхода является запрос на внешние инновации Объединенной двигателестроительной корпорации. Запрос – это либо решение проблем, либо предложение по решению перспективных задач, которые ставит перед собой компания. На данный момент при участии ОДК проводятся постоянные конференции, по 6-ти позициям из 8-ми уже найден отклик из внешнего мира, включая вузы и малые инновационные компании. Более того, заключено почти 60 контрактов, что свидетельствует о том, что работа в форматах и категориях компетенций открывает новые возможности и для вузов, и для промышленности.
Надежда Терлыга, заместитель первого проректора УФУ, поддержав выступление Светланы Инфимовской, отметила, что корпорации все-таки видят университеты в первую очередь как источник студентов, квалифицированных кадров. Однако ведение совместных исследовательских проектов – это следующее ключевое направление работы университетов, по которому у УрФУ есть несколько абсолютно успешных кейсов взаимодействия с промышленностью: это проект с компанией McKinsey и «Объединенными машиностроительными заводами» – Образцовая фабрика бережливого производства, и проект с УГМК – учебно-научный и проектный центр по гидрометаллургии. На данном этапе университет занимается тем, что проектирует универсальный входной интерфейс, возможно, совмещенный с проектным офисом, который будет нацелен на взаимодействие с корпорациями. Как правило, корпорациям нужно сразу несколько услуг, и задача этого интерфейса как раз и состоит в том, чтобы эту комплексную услугу обозначить, разработать и согласовать. А уже задачи проектного офиса – это выведение такого заказа в управление и набор массива таких заказов.
Александр Корчагин, начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД», в своем выступлении прокомментировал мнение о том, что монополисты не заинтересованы в инновациях и в сотрудничестве с вузами. По мнению Александра, это не соответствует действительности, так как, например, РЖД как естественный монополист находится в жесточайшей конкуренции с автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом. Еще до появления программы инновационного развития у РЖД была своя стратегия развития, которая после принятия программы была лишь скорректирована.
Среди основных проблем, которые возникают у РЖД при взаимодействии с вузами – отсутствие конкретики в предложениях университетов по координации действий в рамках научно-технического развития. РЖД готовы финансировать науку, но лишь нацеленную на конкретный результат, а не исследования как таковые. Проектируемые необходимые результаты подробно изложены в Стратегии научно-технического развития, опубликованной на сайте компании. Показательно, что с такими документами вузы знакомятся нехотя – так, перед Новым годом от лица Министерства образования и науки во все вузы были разосланы извещения с просьбой указать возможные темы исследований, которые вузы могут предложить компаниям. РЖД получили 130 таких проектов с перечнем тем исследований, однако ни одна из тем никакого отношения к РЖД не имела.
Что касается фундаментальной науки – как отметил Александр Иванович, РЖД не меньше других заинтересованы в проведении фундаментальных исследований, но результат есть только тогда, когда объединяются железнодорожная наука, Академия наук и вузы. К сожалению, иногда академические институты просто не знают, как поведут себя полученные результаты в эксплуатации. В частности, был случай, когда РЖД выступали индустриальным партнером вуза в проведении НИОКР, однако из-за недоучета специалистами двух важных технических факторов, компании пришлось уже в процессе эксплуатации заниматься доработкой технического решения.
Еще одной проблемой для РЖД является отставание в подготовке специалистов. За последние 10 лет на железные дороги пришла совершенно другая техника, поэтому компании приходится тратить около миллиарда на постоянное повышение квалификации специалистов.
По поводу взаимодействия вузов и промышленности высказалась и Владлена Серебрякова, помощник ректора по взаимодействию высокотехнологичными организациями Университета ИТМО.
По ее словам, для вузов и для университетов взаимовыгодное партнерство бывает двух типов: прямое и косвенное. Косвенное партнерство выражается в виде получения качественных высококвалифицированных кадров, получения ими компетенций. Прямые выгоды – это получение новых результатов разработок. В Университете ИТМО очень много позитивных примеров такого комплексного взаимодействия, включая государственно-частное партнерство.
Также Владлена отметила то, что действительно существует разрыв между выпускниками вузов и теми специалистами, которые требуются на предприятия. ИТМО в партнерстве с предприятиями пытается ликвидировать этот разрыв на стадии образовательной деятельности. На данный момент университет предпринимает попытки ведения проектных магистерских программ. Проект изменился – изменилась магистерская программа, изменилось образование. Однако немаловажным аспектом развития взаимодействия университета и бизнеса является не только взаимодействие с крупным бизнесом, но и с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Михаил Раяк, директор Технопарка «Политехнический», рассказал о том, что в Политехническом университете уже давно была составлена матрица компетенций. Политехнический университет работает с военной и тяжелой промышленностью, а 85% студентов обучаются технологическим специальностям. Что касается университета 2.0, коммерциализации, разработок исследований и НИОКРов – этим направлением как раз занимается непосредственно Технопарк, у которого есть договоры со всеми ведущими предприятиями Санкт-Петербурга по профильным направлениям.
Тем не менее, у Политехнического университета более половины доходов составляют внебюджетные поступления, которые формируются, в том числе, из прикладных научных исследований, из тех заказных НИР, которые проводятся в университете. Что касается трудоустройства выпускников, то и здесь есть специальная программа, которая позволяет привлекать студентов к выполнению каких-либо небольших задач на несколько семестров за соответствующее вознаграждение. Этот подход также подразумевает наличие четко прописанных компетенций у университета.