Клуб и РВК провели «Открытые двери» в ПАО «Аэрофлот»
Во вторник, 29 ноября, РВК и Клуб директоров по науке и инновациям организовали визит в ПАО «Аэрофлот». Участники визита смогли пообщаться с представителями компании, отвечающими за развитие инновационного направления, посмотреть, как кинологи дрессируют уникальных собак Сулимова и собирают данные их мозговой активности для обеспечения безопасности аэропортов, и даже попробовать себя в качестве пилотов Boeing и Airbus в тренировочном центре «Аэрофлота».
Как рассказал советник генерального директора и руководитель инновационного направления «Аэрофлота» Андрей Полозов-Яблонский, с 2011 года компания развивает новые подходы и технологии в рамках утвержденной программы инновационного развития. Причем, по ряду направлений «Аэрофлот» уже сейчас превысил КПЭ, запланированные на 2020 год.
Основной элемент ПИР «Аэрофлота» — перспективные технологические, организационные и процессинговые инновации, которые могут повысить безопасность и пунктуальность полетов, а также послужить развитию новых сервисов для потребителей и сотрудников компании. «Наш показатель безопасности — один из самых высоких в мире. Еще один важный показатель — пунктуальность. Периодически мы занимаем первые места в мире по пунктуальности рейсов. Для нас это не абстрактные показатели, а забота о пассажирах», — поясняет Андрей Полозов-Яблонский. Сейчас у «Аэрофлота» самый молодой парк в Европе — 190 воздушных судов со средним возрастом 4,1 года. По состоянию на 31 октября 2016 года парк Группы «Аэрофлот» насчитывал 291 воздушное судно, а к 2021 году планируется довести размер парка группы «Аэрофлот» до 380 самолетов.
Львиная доля разработок компании лежит в области информационных технологий. «Если убрать железо — собственно сам самолет, то все остальное — это управление информационными потоками, поэтому мы много внимания уделяем IT-разработкам», — говорит Андрей Полозов-Яблонский. Среди завершенных НИРов — исследование применения технологии комбинированной реальности для виртуальной визуализации посадочной глиссады на основе систем ГЛОНАСС/GPS, исследование применения технологий комбинированной реальности для онлайнового справочника с трехмерными моделями узлов авиатехники. Фактически, это может быть программа на планшете, которая поможет разобраться в строении самолета даже ребенку.
Среди других IT-наработок — новые системы навигации по аэропорту, виртуальное информирование (в том числе интеллектуальная голосовая платформа, которая уже сейчас обслуживает 20% вызовов, поступающих в колл-центр), навигация с использованием личных телефонов и планшетов пассажиров, проекты в области Big Data и распознавания образов. А также разработка и внедрение современных компьютерных систем для предиктивного анализа исправности узлов и агрегатов воздушного судна, для профподготовки летного состава, в том числе расширение возможностей удаленного доступа к разным базам, компьютерные тренажеры, чек-листы, дистанционное обучение. В ближайшее время «Аэрофлот» готовится объявить открытый конкурс на сбор идей по возможностям использования технологий блокчейна в авиации. Если идеи будут востребованы, участники конкурса смогут реализовать их при поддержке авиакомпании.
Кроме того, «Аэрофлот» реализует программу «Открытые инновации», которая нацелена как на пассажиров, так и на сотрудников компании. В частности, в 2014-15 годах прошел конкурс для пассажиров «Полет мысли», ранее состоялся конкурс «Сервис развлечений на борту» в котором приняли участие творческие молодежные коллективы. Сотрудники компании участвовали в конкурсе «Банк идей». Такие конкурсы решают задачи мониторинга изменения потребительских трендов, позволяют масштабировать лучшие практики и вовлекать сотрудников в процесс выработки решений.
Каждое подразделение ПАО «Аэрофлот» исходя из логики своих бизнес-процессов может выступить инициатором, внутренним заказчиком, инновационных проектов и исследований и разработок. При этом есть централизованный бюджет НИОКТР, за который отвечает группа сопровождения реализации ПИР. «Первый список тем исследований и разработок набрасывался в режиме пинг-понга генеральным директором и рядом топ-менеджеров в 2011 году в течение 3 суток. Следующий план НИОКР руководство компании приняло довольно быстро, потому что было не много предложений и идей от линейных бизнес-подразделений, — рассказывает Андрей Полозов-Яблонский. — Только в 2013 году бизнес-подразделения начали генерировать собственные идеи и заказы на инновации. Этому предшествовала работа в режиме «кнута и пряника». Приходилось опираться на инициативных сотрудников, объяснять менеджменту, почему это важно, и использовать меры экономической стимуляции — включая специальный инновационный КПЭ». А в 2014 году уже потребовалось принятие Методики оценки эффективности вложений в НИОКТР для приоритизации финансирования работ. Предложений стало в 2,5 раза больше, чем возможностей по реализации.
С точки зрения разработки IT-решений и организации внутренней IT-инфраструктуры, «Аэрофлот», как правило, полагается на проверенные глобальные решения, лучшие в своей категории на своем рынке, и на предложения интеграторов, которые объединяют разработки многочисленных поставщиков. Компания работает на SAP ERP, использует системы Sabre и ряда других глобальных производителей. «Аэрофлот» оценивает экономический эффект от реализации ИТ-проектов в размере более 20 миллиардов рублей.
Ключевым IT-вектором на ближайшую перспективу в компании выбрано развитие и реализация новой функциональности мобильных приложений «Аэрофлота», использование Big Data и инновационные проекты. Также компания фокусируется на развитии интернета вещей: «Мы постоянно онлайн и не только с нашими пассажирами, но и наши самолеты тоже постоянно подключены к сети: в бортовой компьютер каждого воздушного судна перед вылетом автоматически загружается вся необходимая информация по коммерческой загрузке ВС, плану полета и иные производственные показатели. В процессе полета с борта ВС автоматически передается не только информация о его местонахождении, но техническом состоянии самолета. Таким образом, сразу после приземления автоматически формируется программа технического обслуживания воздушного судна», — рассказывает Сергей Крылов, заместитель директора департамента управления проектами – начальник отдела управления проектами «Аэрофлота».
Например, одним из решений, реализованных в этом направлении, стал проект EFB (ElectronicFlightBag). «Аэрофлот первым среди европейских эксплуатантов ВС Airbus семейства А320 начал установку и эксплуатацию стационарного электронного планшета КВС (EFB). Электронный планшет КВС — это система, которая позволяет не только хранить план полета, данные всех запасных аэродромов на маршруте, но и позволяет летчику выбрать оптимальный режим работы двигателя, скорость и другие параметры для взлета и посадки для любой взлетно-посадочной полосы и любых метеоусловиях. Тем самым обеспечивая максимальную безопасность и экономию горючего и др. ресурсов самолета. EFB полностью заменяет всю бумажную документацию, справочные и иные материалы, которые летчик раньше брал на борт в чемодане весом 30-35 кг», — поясняет Сергей Крылов.
Как отмечают в компании, «Аэрофлот» готов принимать в работу идеи и разработки от молодых российских компаний. «У нас серьезный подход к выбору решений — мы берем лучшие существующие решения и подходы и реализуем их на своей платформе. Сегмент ПО нужд гражданской авиации достаточно узкий, все игроки известны и знакомы. Однако мы также приветствуем появление интересных стартапов и идей и не против различного взаимодействия с университетами, вузами и НИИ. Я надеюсь, что программа развития импортозамещения сработает и в России появятся свои решения, которые будут качественными, рентабельными и конкурентоспособными на глобальном уровне», — говорит Сергей Крылов.
При этом, несмотря на точные и предсказуемые методы, которые дает развитие информационных технологий, «Аэрофлот» не может отказаться от привычных методов мониторинга. Так, для контроля самолетов, грузов, патрулирования аэропортов, определения запрещенных веществ в подозрительных объектах, используются служебные собаки. Однако и здесь компания идет в ногу со временем и постоянно совершенствует способы контроля и повышения надежности. Например, «Аэрофлот» разработал уникальную технологию ольфакторного мониторинга — с помощью электроэнцефаллограммы служебные собаки передают данные о наличии запрещенных веществ в объектах на контрольную консоль. Таким образом, реализуется принцип «животное — машина — человек».
«Служебные собаки — это мобильность, непревзойденные обонятельные свойства. Но конечно, существует зависимость качества их работы от условий окружающей среды и ограничения по длительности работы. Для собаки нюхать — тяжкий труд, она способна непрерывно нюхать минут 30-40, а патруль порой продолжается до 12 часов. Собака может устать, засомневаться. Поэтому родилась идея наладить прямой канал связи с организмом собаки. Он работает через электроэнцефаллограмму и называется ольфакторным мониторингом. Протокол объективизации поисковой деятельности собаки, который получается в итоге снятия информация с ее организма, является официальной бумагой для прокурора и следственных органов», — рассказывает профессиональный кинолог Азат Зарипов, заместитель директора департамента управления авиационной безопасностью.
Для мониторинга в «Аэрофлоте» используются особые шакало-псовые гибриды, которые выведены российским кинологом Климом Сулимовым в 1977 году. Собаки Сулимова — это 75% генома лайки и 25% генома шакала.
На технологию ольфакторного мониторинга «Аэрофлот» уже получил шесть патентов, из которых два — зарубежных. Еще восемь патентов находятся в стадии оформления. Через полгода будет готов опытный образец программно-аппаратного комплекса, который пройдет испытания. Азат Зарипов подчеркнул, что компания готова работать с командами, которые смогут довести этот продукт до серийного производства и вывести его на внешний рынок.
Представители «Аэрофлота» продемонстрировали свою открытость к инновационному сообществу и проинформировали, что с начала 2017 году будет запущена система «одного окна», которая позволит инновационным компания малого и среднего предпринимательства вносить свои предложения и получать ответы по существу на основании заключений экспертов ПАО «Аэрофлот».