КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Проект «Открытые двери в корпорациях» завершился визитом в ИНВИТРО

NewsВ пятницу, 2 декабря, РВК и Клуб директоров по науке и инновациям организовали визит в крупнейшую частную медицинскую компанию в России ИНВИТРО в рамках проекта «Открытые двери в корпорациях». Участники встречи смогли пройти бесплатное профилактическое  обследование «Здоровье топ-менеджера», посетить одну из самых передовых в стране лабораторий и пообщаться с руководством ИНВИТРО о том, как компания работает с инновациями и какие видит перспективы для развития.

Цель инновационного развития компании — постоянное наращивание качества услуг и обслуживания, которое в лабораторной диагностике выражается, в первую очередь, в минимизации ошибок исследований, в идеале — нулевое отклонение от стандарта.

«С самого основания компании управление качеством в ИНВИТРО — часть корпоративной культуры. Несмотря на то, что ни одна лаборатория в мире не обходится без ошибок, мы постоянно работаем над тем, чтобы минимизировать их количество, и над тем, чтобы становиться лучше и точнее, мы беспрестанно работаем над качеством наших услуг», — говорит генеральный директор ИНВИТРО Сергей Амбросов.

Работа по минимизации ошибок делится на два направления — превентивные действия и оценка обратной связи от пациентов. Значительная часть ошибок происходит на этапе преаналитики — до того момента, как образец попадет в лабораторию. Поэтому именно для этапа преаналитики разработан целый ряд процедур — например, регламентированная подготовка пациентов к забору биоматериала, автоматизация ряда процессов, чтобы максимально исключить человеческий фактор, контроль качества сбора образцов, контроль перепадов температур в процессе перевозки. На аналитическом этапе процент ошибок минимален, поскольку практически отсутствует человеческий фактор.

С другой стороны, компания постоянно собирает, оценивает и обрабатывает обратную связь от клиентов. «Мы делаем так, чтобы до нас всегда было легко достучаться», — добавляет Сергей Амбросов. Кроме того, ИНВИТРО осуществляет регулярный контроль уровня сервиса и качества процессов медицинского обслуживания — проводит плановые и внеплановые проверки, задействует методы «тайного покупателя», видеоконтроль, тестирование персонала.

Недавно ИНВИТРО прошла верификацию WESTGARD. Иностранные эксперты сравнили процессы в компании с лучшими мировыми практиками. По восьми методикам ИНВИТРО обошла все медицинские центры, которые участвуют в оценке WESTGARD. Подобные оценки позволяют объективировать представления о качестве и перевести их в конкретные количественные показатели.

Технологические тренды

«Мы внимательно наблюдаем за всеми трендами и заранее готовимся к тому, чтобы с ними работать. Например, сегодня очевидный тренд — перенос диагностики домой к пациенту. Пока достаточных технологий для реализации этого направления нет, поскольку домашние способы диагностики уступают централизованной как по цене, так и по качеству, и есть юридические ограничения. Однако мы наблюдаем за этой тенденцией. Также нас интересует тренд на развитие беспилотных летательных аппаратов. Например, мы тестировали доставку биоматериала в лабораторию с помощью дронов. Однако пока это не стало для нас рутинной практикой», — говорит Сергей Амбросов. При этом он отмечает, что компания не может применять в своей практике технологии на стадии научной мысли. В большинстве случаев ИНВИТРО интересны решения в стадии продукта, которые можно сразу внедрить в производственные или маркетинговые процессы.

Один из участников встречи предположил развитие тренда  на постепенное ослабление роли врача в процессе диагностики и предложил руководству ИНВИТРО подумать над включением в свою линейку услуги по расшифровке результатов и выдаче рекомендаций для пациентов минуя врача. Это вызвало бурную дискуссию.

Позицию компании по этому вопросу сформулировал директор по корпоративным коммуникациям Антон Буланов: «Известно, что самый популярный врач в России — доктор Гугл. Однако если у человека появляются тревожащие его симптомы, он все-таки должен обращаться не сразу в лабораторию, а сначала к врачу. И уже врач направляет его на диагностику. Лаборатория по закону просто не имеет право ставить диагноз. Более того, если вы без врача начнете интерпретировать свои результаты, это,  скорее всего, уведет вас в неправильную сторону. Наша этическая позиция заключается в том, что интерпретировать результаты анализов должен врач, а не лаборатория или сам пациент».

Работа с инновациями

«На рынке инноваций ИНВИТРО – одновременно производитель, предприниматель и инвестор. Это три совершенно разные роли, и мы находимся на пересечении всех трех и постоянно ищем баланс между инновациями и эффективностью», — рассказывает Дмитрий Фадин,  член комитета по стратегии группы компаний ИНВИТРО.

Инновации в компании развиваются по двум сценариям — от задачи или от идеи. Когда инновация идет от задачи, ИНВИТРО ищет что-то, чего действительно нет на рынке, потом разбирается, почему этого нет, и какие конкурентные решения существуют сейчас на рынке, чтобы решать ту же проблему. «Мы ставим перед собой амбициозные задачи и двигаемся маленькими шагами, постоянно  оглядываясь. И, конечно, всегда имеем план Б, без него в инновациях никак. Инвестируя в проекты, мы заинтересованы в их развитии, в интеграции с уже существующим бизнесом, в дивиденды в долгосрочной перспективе, этим мы и отличаемся от венчурных компаний», — добавляет Дмитрий Фадин. По его словам, самая большая инновация ИНВИТРО произошла в девяностых. Спустя пять лет после запуска лаборатории, по экономическим причинам пришлось открыть ее для предоставления услуг для широкой публики — поскольку медицинские учреждения уже не могли обеспечивать необходимый поток заказов. В США и Европе система здравоохранения устроена немного иначе и такая революция происходит только сейчас.

Сейчас в сферах интереса ИНВИТРО технологии в области мобильного здравоохранения, IT, образования, логистики, новых технологий диагностики — особенно в тех сферах, где у компании есть экспертиза. В разработке находится система одного окна, которая станет для инноваторов единой точкой входа в компанию. Кроме того, у ИНВИТРО налажено взаимодействие с акселераторами, институтами развития и разнообразными технологическими хабами. «Однако мы консервативны, нам интересны проекты с  уже работающими готовыми продуктами, особенно если речь идет об оборудовании. Нужно понимать, что мы отвечаем,  прежде всего, за качество, поэтому не можем рисковать, и многие инновации мы вынуждены отсеивать. Но мы всегда  можем перенаправить стартап к нужным партнерам, а потом использовать  совместный результат», — отмечает Дмитрий Фадин. В разное время ИНВИТРО пыталась запустить венчурный фонд, однако эта модель не сработала в полной мере. Сейчас оптимальной моделью в компании считают скаутинг — ручной поиск и отбор перспективных технологий.

Печатный станок

Пример инновации от идеи — развитие лаборатории биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions. «Мы подняли все патенты и научные статьи по теме биопринтинга, по всему миру  нашли тех людей, которые занимаются этим направлением, почти со всеми встретились.  Именно благодаря тому, что отрасль только зарождалась,  нам удалось собрать полную информацию о том, как она развивается и  какие у нее перспективы.  И начали работать. В 2010 году аналитики компании «Гартнер» еще даже не отметили биопринтинг на своей кривой Emerging Technologies. В 2011 эта технология уже появилась на кривой. В 2015 она уже заняла на ней серьезную позицию. Я считаю, что лучший способ инновационного развития — увидеть и взять в разработку технологию за год до того, как она появится на этой кривой», — говорит Дмитрий Фадин. Юсеф Хесуани, управляющий партнер 3D Bioprinting Solutions добавляет, что сейчас отрасль развивается очень быстрыми темпами. «Есть такое высказывание, что наука — это генерация знания путем вложения денег, а инновации — генерация денег путем вложения знаний. Нам важно было найти баланс между экономической и научной составляющей. Когда мы провели трансплантацию напечатанного конструкта щитовидной железы, это было первым в мире подобным опытом. Да, конструкт был напечатан в России, но чтобы проверить его функциональность, построить математическую модель, определить, освоить технологию получения клеточного материала, нам понадобились партнеры по всему миру. И именно отношениями мы гордимся больше всего,  это позволяет нам обогащать опыт друг друга и вместе двигать научные разработки», — отмечает Юсеф Хесуани. По его словам, у успешного технологического стартапа есть три составляющих — платформ-технология, международные патенты, научные публикации. Хесуани отмечает, что дальнейшая коммерциализация компании может идти по двум моделям — продажа биопринтеров (в первую очередь, в университетские лаборатории) и создание трехмерных конструкторов для проведения испытаний лекарственных препаратов для фармакологических компаний.

Маркетинг инноваций

На рынке инноваций ИНВИТРО с одной стороны выдает инновации, с другой стороны — поглощает.

«С одной стороны мы – инновационная компания, с другой стороны — у нас много достаточно простых и даже  утилитарных услуг. Поэтому мы стараемся балансировать образ ИНВИТРО в публичном поле, — говорит Антон Буланов.Для нас важно, чтобы люди, которые приходят к нам в наши медицинские офисы для того, чтобы сдать анализы, понимали, что общаясь с рядовыми сотрудниками в наших офисах обслуживания, они прикасаются к некому “концепт-кару”, идеологии, будущему медицинской науки, которую мы хотим олицетворить. Для нас это большая коммуникационная задача».

По его словам, маркетинг старается внести вклад в инновационную деятельность в том числе своим инструментарием. Например, одна из основных задач ИНВИТРО в области гуманитарных технологий — внедрить в общественное сознание идею важности проведения регулярных чекапов, превентивных комплексных проверок своего здоровья. «То есть фактически мы хотим переломить ситуацию, когда человек на уровне первобытных психотических страхов, на подсознании противится самой идее вторжения в его тело как угрозе целостности организма. Заставить человека рационально мыслить о своем здоровье, помнить о превентивной диагностике, как способе сохранить свое здоровье – трудная, но очень интересная и важная коммуникационная задача для нас», — отмечает Антон Буланов.

 

Справка

Распространение практики использования инструментов открытых инноваций в корпорациях — одна из задач РВК в рамках развития инфраструктуры венчурного рынка. Для ее решения существует несколько проектов, направленных на работу с бизнес-сообществом.

Для обмена опытом среди российских компаний РВК совместно с Клубом директоров по науке и инновациям реализуют проект «Открытые двери в корпорациях», который представляет собой серию из 5 специализированных экспертных мероприятий в формате дней открытых дверей, которые проходят на базе ведущих российских и международных частных компаний. В рамках проекта у участников есть возможность получить опыт управления корпоративными венчурными инвестициями от ведущих экспертов российской и зарубежной практики. В 2016 году проводится образовательная программа «Открытые инновации и корпоративные венчурные инструменты», которая позволяет получить комплексные знания венчурного рынка и разобрать на практике опыт инновационного менеджмента в результате работы с конкретными профильными инновационными проектами. Для презентации корпорациям новых технологических направлений и обеспечения эффективного диалога компаний с предпринимателями РВК запустила серию отраслевых мероприятий Tech Days. Также ежегодно РВК проводит Московский корпоративный венчурный саммит, единственное на сегодня мероприятие в России, полностью посвященное тематике корпоративных венчурных инвестиций.

Презентация Сергея Амбросова>>

Презентация Дмитрия Фадина>>

Презентация Юсефа Хесуани>>

 

Авторизация