КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Масштабирование инноваций: как успешно пройти пилот

9 февраля Клуб директоров по науке и инновациям и НАТТ провели встречу Межведомственной коммуникационной площадки по инновационному развитию «От пилота к масштабированию технологии: практики российских компаний и проектов». Практики масштабирования были представлены как с точки зрения корпораций, так и с точки зрения технологических проектов.

Валерий Тропин, главный эксперт Центра трансфера технологий и технической политики АО АСЭ (инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом»), в своем выступлении обратил внимание на то, что эффективным инструментом объединения ресурсов и компетенций участников рынка для создания комплексных технологий является формирование технологических альянсов. В качестве примера он привел альянс из ведущих федеральных и отраслевых материаловедческих организаций для разработки и расширения применения порошковых проволок. Такая практика показала свою эффективность.
В свою очередь на примере телекоммуникационной отрасли Любовь Симонова-Емельянова, директор проектного офиса «Развитие технологий» ПАО «Ростелеком», рассказала о том, как именно принимаются решения о проведении пилотирования той или иной технологии. Проекты анализируются не менее чем по 12 показателям. В итоге шанс провести пилот выпадает лишь примерно одному из десяти проектов. В этом смысле коллективам разработчиков, которые приукрашивают возможности своих решений, не стоит питать иллюзий – например, о том, что можно заработать только на пилоте с корпорацией, не подразумевая дальнейшего масштабирования. Стратегия «дайте денег на пилот» — как «красная тряпка» для лиц принимающих решения в корпорациях, поэтому лучше её не использовать. А вместо этого особое внимание уделить генерации бизнес-гипотез, метрик эффективности пилотного проекта, а также предполагаемой выручке (как от самого пилота, так и от его масштабирования). От самого пилота выручки может вовсе и не быть, но при масштабировании, она, безусловно, должна быть спрогнозирована.
Однако не у каждого проекта могут быть очевидные коммерческие метрики, и это будет служить барьером для его реализации. Владимир Матвеев, генеральный директор компании Matller, исходя из опыта своего стартапа, рассказал о том, с какими сложностями сталкиваются промышленные решения на основе искусственного интеллекта и нейронных сетей. Сами технологии, будучи довольно зрелыми, например, могут вывести на новый уровень охрану труда на производстве, служа средством предотвращения травматизма у работников. Однако далеко не все компании могут себе позволить расходы на достижение подобного социального эффекта. Поэтому даже имея отлично работающую технологию и пройдя пилотные испытания у индустриального партнера, стартап получает отказ в тиражировании, а значит, и монетизации своего решения. В этой ситуации приходится использовать модель «развития потребителя» (Customer Development) и по итогам анализа запросов от потенциальных партнёров не раз переформатировать продукт, прежде чем найти и сконцентрироваться на одном направлении, которое генерирует прибыль.
Таким образом, для того, чтобы увеличить конверсию перехода от пилота к масштабированию, корпорации должны стать более открытыми к конкурентному поиску и отбору инновационных предложений, активно использовать цифровые инструменты интеграции (такие, как цифровая платформа НАТТ «Национальное окно открытых инноваций»), а стартапы в свою очередь должны проявлять гибкость при отработке технологических запросов индустриальных партнёров, при необходимости быстро переформатировать свои продукты под конкретные задачи.

Авторизация