КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Участники Клуба посетили производственный комплекс «Салют» АО «ОДК»

14 мая 2024 года состоялась встреча Клуба директоров по науке и инновациям в Производственном комплексе «Салют» АО «ОДК». Предприятие обладает компетенциями для полного цикла изготовления авиационных газотурбинных двигателей, располагает современной экспериментальной базой и конструкторскими подразделениями.
Авиационный газотурбинный двигатель является самым сложным технологическим изделием, когда-либо серийно производившимся мировой промышленностью и только шесть стран в мире обладают компетенциями в данной сфере. Для Российской Федерации двигателестроительная отрасль является системообразующей, а продукция ОДК имеет стратегическое значение для обеспечения военной, транспортной и энергетической безопасности. Сегодня ОДК демонстрирует стремительный рост производства продукции по государственному оборонному и гражданскому заказу. В то же время это одна из передовых компаний в стране по использованию системы управления запросами на инновации для создания глобально конкурентоспособных продуктов и технологий. ОДК активно взаимодействует с представителями внешней инновационной инфраструктурой: вузы, научные организации, институты РАН, технопарки, малые инновационные предприятия и высокотехнологические компании. Одним из доказательств этого стал визит в Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» делегации Клуба, в которой были представители компаний различных отраслей (авиация, железнодорожный транспорт, IT и др.).
В ходе посещения сборочного цеха авиационных двигателей обсуждались современные методы, направленные на наращивание производственных и испытательных мощностей. Особое внимание было уделено современным технологиям изготовления лопаток газотурбинного двигателя. Лопатки определяют КПД основных узлов двигателя и его экономические параметры, а их создание требует проведения сложнейших расчетов, филигранной точности, дорогостоящего высокотехнологичного оборудования и высокой квалификации персонала. Участники встречи обратили внимание на тот факт, что среди сотрудников много молодых специалистов, перенимающих знания у коллег, за плечами которых многолетний опыт работы в ОДК.
Отдельный блок экскурсии был посвящен истории становления предприятия. Ее принято отсчитывать от основания завода «Гном» — одноименной французской компании для сборки авиационных моторов из комплектующих иностранного производства.

С этого начиналось отечественное двигателестроение

Важной вехой в советской истории завода стал 1932 год, когда начались работы по серийному производству двигателя М-34 – первого мощного двигателя отечественной разработки. На базе этого мотора конструктором А.А. Микулиным разработано семейство двигателей АМ для отечественных бомбардировщиков и штурмовиков. Двигатели Микулина позволили в 1937 году осуществить героические беспересадочные перелеты через Северный Полюс летным экипажам Валерия Чкалова и Михаила Громова и установить мировой рекорд дальности полета. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал поршневые авиационные двигатели АМ-35А для истребителей МиГ-1 и МиГ-3 и АМ-38 – для штурмовика Ил-2. Двигатель для «летающего танка» стал самым массовым мотором Великой Отечественной войны. Уже после войны, в 1947 году, предприятие освоило выпуск первого турбореактивного двигателя ТР-1 отечественной разработки для самолетов Су-11, Ил-22 (разработчик — конструкторское бюро Архипа Люльки). В 1984 году началось серийное производство реактивного двигателя 4-го поколения АЛ-31Ф. Созданный более сорока лет назад для истребителя четвертого поколения этот двигатель до сих пор соответствует по техническим параметрам лучшим образцам в своем классе. Не случайно памятное фото делегация Клуба сделала именно на фоне этой гордости отечественного двигателестроения.


По итогам экскурсии участники поделились своими впечатлениями:
«Визит очень впечатлил уровнем технологий и подходом к работе сотрудников предприятия. Завод производит стратегически важную продукцию, и обеспечение процесса производства передовыми методами, оборудованием, технологиями — это очень сложная задача, с которой руководство предприятия успешно справляется», — Антон Маевский, технический директор поисково-аналитической платформы INVENTORUS.
«Российская инженерно-конструкторская школа, несмотря на спад
в 90-е годы прошлого века, показывает высокий уровень преемственности достигнутых в советский период успехов. Особенно отчетливо это видно в оборонной промышленности. Производственный комплекс «Салют» – это яркий пример достижений в эпоху СССР и современной России, в чем и смогли убедиться члены Клуба в ходе своего визита на прославленное предприятие. Помимо демонстрации текущих процессов создания и сборки двигателей, представители предприятия рассказали о большой работе по подготовке кадров, когда будущих инженеров «присматривают» не только в профильных вузах, но уже со школьной скамьи ведется работа с наиболее перспективными и мотивированными школьниками. Именно такой подход в современном мире выбирают многие инновационные компании. И очень радостно, что не только ИТ-компании ведут мониторинг талантливых школьников, но и крупнейшие промышленные комплексы двигаются в этом направлении», — Рустем Валиев, генеральный директор компании «ФортеКом».


«Приятно видеть, что участники Клуба директоров по науке и инновациям в ходе экскурсии проявляли незаурядный интерес к разработке газотурбинных двигателей, истории их создания и особенностям высокотехнологичного производства. ОДК, работая по модели «открытых инноваций», рада принимать гостей в стенах наших предприятий, что позволяет нам развивать взаимодействие с внешней инновационной средой» – Евгений Павлов, руководитель департамента инновационного развития АО «ОДК».

Авторизация