Олег Фомичев: «Управление R&D — не новый, а главный источник конкурентоспособности корпорации»
В рамках XV инновационного форума «Энергия инновационного развития», который прошел в Томске 22 – 23 мая, ОАО «РВК» и Клуб директоров по науке и инновациям провели панельную дискуссию «Управление R&D – новый источник конкурентоспособности корпорации». Участники дискуссии пришли к выводу, что развитие R&D, особенно в несырьевом секторе экономики – единственно возможный для России путь оставаться в числе развитых государств мира и наращивать ВВП.
Модератором Круглого стола стал председатель Правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Дмитрий Конов. Он и задал тон мероприятию: спикеры были точны и лаконичны, и за короткое время успели коснуться множества вопросов, актуальных для R&D-директоров.
Открыл дискуссию статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев. Он уверил, что от R&D зависят все отрасли промышленности. И управление R&D – не новый источник конкурентоспособности корпораций, а главный. Россия входит в новую стадию экономического развития: сырьевая часть экономики в будущем не будет расти темпами более 2 процентов ВВП в год. А значит, для развития экономики на 4-5 процентов (столько минимально нужно, чтобы удерживаться среди развитых стран), необходимо, чтобы остальная (несырьевая часть экономики) росла минимум на 7 процентов в год. Это возможно только в условиях инновационной экономики.
Причем развивать R&D в компаниях нужно всеми способами: от «открытых инноваций», когда компания ничего не изобретает сама, а просто анализирует рынок с точки зрения поиска пригодных для покупки объектов у себя, до «модели Apple», когда компания изобретает сама. И плохих моделей нет, надо только определиться.
Но проблема в том, что даже в 60 компаниях с государственным участием нечетко определены стратегии компании по R&D.
Для того, чтобы R&D стала главной источником конкурентоспособности, она должна быть привязана к целям, задачам и стратегии компании.
Впрочем, оказалось, что представители большинства компаний, присутствовавшие на Круглом столе, довольно четко представляют себе, какую выгоду может извлечь компания из правильного управления R&D.
Так, директор научно-технического инновационного центра ОАО «ЭнергоМашиностроительный Альянс» Вячеслав Балакин рассказал, что у «ЭМАльянса» нет выбора: либо компания занимается исследованиями и разработками, внедряет инновации, либо уходит с рынка как не справившаяся с конкуренцией. В компании уверены, что ключевые технологии, от которых зависят безопасность и развитие бизнеса, должны развиваться собственными силами.
Советник генерального директора ОАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский, в свою очередь, объяснил, что компания «Аэрофлот» – транспортная, и продает услуги, а не продукты. Аэрофлот, в основном, строит R&D в рамках открытых инноваций, но при этом также финансирует собственные разработки и готов участвовать в исследованиях, которые были бы интересны для всего рынка – через технологическую платформу. Главное, на что в Аэрофлоте обращают внимание при создании нового продукта – что ждет конечного потребителя, какие преимущества он получит.
Пока в России немного примеров того, чтобы R&D разработка шла изнутри наружу – то есть компания продавала бы лицензии на собственные разработки. В большинстве случаев покупаются и адаптируются чужие технологии.
Гости дискуссии рассказали, в чем в основном состоит оперативная работа R&D-директора. Оказалось, что он не только изучает новые технологии, определяет, какие из них смогут стать «убийцами» традиционных, и разрабатывает портфель R&D-проектов и стратегию компании, связанную со стратегией потенциальных потребителей продукта, но и продумывает мероприятия по защите интеллектуальной собственности, подбирает кадры. R&D-директорам приходится ежедневно сталкиваться с консервативными и инерционными руководителями, которые уверены, что «разрабатывать ничего не надо, в мире давно все придумано», с некомпетентностью исполнителей, с несовершенством бухучета.
Участники Круглого стола отметили также и проблемы, которые возникают в процессе движения к инновационной экономике. В частности, недостаток кадров – как ученых, изобретателей и инженеров, так и тех, кто способен организовать и возглавить процесс управления R&D в компании. В качестве решения этой проблемы предлагалось доучивать выпускников вузов или создавать специальные программы для обучения специалистов по R&D (в том числе посылать молодых перспективных ребят на стажировки в ведущие мировые университеты, «привязывая» их к будущему месту работы механизмами займов), а также приглашать специалистов из-за рубежа (например, из той страны, где соответствующая отрасль наиболее развита).
Подвести итоги Круглого стола можно словами статс-секретаря-заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Олега Фомичева о том, что главная задача R&D-директоров – не только увеличить траты на R&D с 1 до 2-3 процентов от ВВП, как это делается в развитых государствах. Но и сделать так, чтобы бОльшая часть этих денег была не государственной, а частной. Пока, увы, около 70 процентов средств, вложенных в инновационные программы – бюджетные средства. Бизнес должен инвестировать в R&D в 3-5 раз больше, чем он инвестирует сейчас. Для этого руководителям нужно понять, что инновации – это не приходящая политическая мода, а жизненная необходимость.