КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Профессиональные стандарты: 1997-2014

Профессиональные стандарты, национальная рамка квалификаций, сертификация персонала, ассесмент-центры, специализированные тренинги… Эти слова все прочнее входят в наш повседневный обиход – слова, ставшие ответом на простой, хотя и неочевидный вопрос: «Если можно сформулировать единые нормы для создания элементов машин и зданий, то почему нельзя унифицировать требования к работникам»? В конечном счете, роль сотрудника как элемента внутренних процессов в компании неоспорима, а стандартизация и сертификация всего, что только можно себе представить – центральная тенденция последних десятилетий.

Идея нормативного регулирования и классификации трудовой деятельности, впрочем, отнюдь не нова и уходит своими корнями примерно в эпоху Конфуция (а в России – ко временам Петра I). На смену Табели о рангах в советский период пришел Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), содержащий свыше 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих. Квалификационные требования к работникам были подробно представлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Эти документы до сих пор действуют, однако значимость их как инструмента регулирования трудовых процессов утеряна – как в связи с простым устареванием содержащейся в них информации, так и в связи с коренными изменениями в социально-экономической жизни российского общества, произошедшими в конце XX века.

Рыночная экономика за короткий срок вывела в свет огромное количество профессий, ранее не существовавших на территории России в принципе. Формирование квалификационных требований к специалистам в новых областях профессиональной деятельности происходило беспорядочно и стихийно, зачастую даже без должного соотнесения с образовательными программами высшего профессионального образования. Преувеличением было бы сказать, что формирование упомянутых рамок квалификаций на сегодняшний день вполне завершено. Скорее они представляют собой динамические образования, не зафиксированные в какой-либо доступной анализу форме и субъективно воспринимаемые игроками рынка труда.

Двойственность и разночтения в понимании содержания трудовых функций отдельных профессий остаются частой нормой взаимоотношений выпускника, работника и работодателя. Бизнес критикует образовательную систему, университеты указывают на неразвитость, закрытость и ограниченность представлений бизнес-сообщества о молодом специалисте. Выпускник все реже представляет себе свое место в профессиональном мире и в трех четвертях случаев находит работу «по наитию», но не по специальности[1].

Отвечая вызовам нового времени

В 2011 году на базе Агентства стратегических инициатив (АСИ) был запущен проект создания Национальной системы квалификаций и компетенций (НСКК), ставший логичным ответом на неопределенность сложившейся на рынке труда ситуации. Целью проекта является «создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки».

Создание национальных систем квалификационных характеристик (NQF), основанных на европейской рамке квалификаций и профессиональных стандартах, ведется в настоящее время более чем в 120 странах мира. Россия, при этом, является одной из немногих стран, финансирующих эту работу из собственных средств. В целом, проект является комплексной, сложной инициативой, даже в собственных отчетах АСИ содержались неоднократные замечания о том, что работа пока проводится в недостаточно системной форме, «что приводит к нерациональному использованию материальных и человеческих ресурсов и тормозит продвижение в нужном направлении»[2].

Действительно, НСКК – амбициозная инициатива, предусматривающая создание взаимосвязанной и сбалансированной между государством, бизнесом и гражданами системы[3]:

—  целей профессионального образования;

—  программ подготовки квалифицированных работников;

—  гибкого образовательного контента, меняющегося под потребности экономики;

— механизмов тесного взаимодействия в подготовке специалистов между государством и бизнесом;

—  стимулов для совместного финансирования профессионального обучения со стороны бизнеса и государства;

—  профессиональных стандартов;

—  профессиональных сообществ, формирующих и структурирующих систему профессионального образования;

— системы независимой оценки квалификаций.

Каждый из перечисленных компонентов достаточно нов, неоднозначен и непрост в реализации и внедрении. Не являются исключением из общего ряда и профессиональные стандарты, требования которых должны заменить устаревшие ЕКСД и ЕТКС; впрочем, роль профессиональных стандартов отнюдь не ограничивается актуализацией положений квалификационных справочников.

ГОСТ для профессионала

Профессиональный стандарт – это многогранный документ, отражающий всю широту накопленного в отрасли опыта, суммирующий мнения профессионального сообщества об определенном виде профессиональной деятельности и формирующий, через свое воздействие на систему образования, облик будущего специалиста и вектор развития собственно профессии. Дорожная карта НСКК предусматривает, что «создание системы профессиональных стандартов, охватывающей не менее 40 % занятого населения (~26 млн. человек), позволит сформулировать актуальные требования работодателей к компетенциям работника, системе образования, самостоятельному развитию работников и системе допуска мигрантов на национальный рынок труда».

Понятие профессиональных стандартов не является новым для России и впервые прозвучало на правительственном уровне еще в 1997 году. Предусмотренные программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» реформы в сфере развития кадрового потенциала включали, в том числе, мероприятия по введению «государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям». Отметим, что тогда, 17 лет назад, речь шла именно о государственных стандартах, одобренных и утвержденных уполномоченными на то государственными организациями. Стандарты, однако, оставались государственными недолго. С 2005-2006 гг., после принятия серии наиболее ранних документов[4] (среди которых был и первый в России профессиональный стандарт для профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах»), утверждение стандартов на длительное время перешло в компетенцию крупных общественных организаций – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и созданного на его основе Национального агентства развития квалификаций (НАРК).

К последующему периоду 2006-2010 гг. относится проведение достаточно широкой кампании по популяризации профессиональных стандартов, вызвавшей как позитивные, так и глубоко негативные отклики[5]. В то же время приказом Минздравсоцразвития[6] формируется Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики, основной целью деятельности которой стало определение единой методологической базы для разработки профессиональных стандартов.

Однако, несмотря на методическую поддержку и растущую активность РСПП и НАРК, разработавших за это время целый ряд форм и процедур разработки профессиональных стандартов, в том числе Макет и Положение о профессиональном стандарте (2007 год), внедрение системы шло чрезвычайно медленно. Работа требовала интенсификации – и в 2010 году Президент РФ поручает Правительству совместно с другими заинтересованными организациями обеспечить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации)[7]: «Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики»[8].

Но и эта мера не оказалась достаточно эффективной. К началу 2012 года было утверждено, в общей сложности, всего 69 профессиональных стандартов. Новый виток развития темы на правительственном уровне был обозначен в программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» и последующем Указе Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»[9], содержащем указания о необходимости разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Труд по новым правилам

В конце 2012 года профессиональные стандарты получают официальный статус документов, которые могут быть использованы наряду с действующими квалификационными справочниками (ЕТКС и ЕКСД)[10]. В Трудовом кодексе (ст. 195.1 «Понятие квалификации работника, профессионального стандарта») появляется первое формально утвержденное определение профессионального стандарта как «характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». Квалификация работника, при этом, определяется как «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника».

Следует отметить, что ранее, в апреле 2012 г., Министерство труда утвердило Уровни квалификации, используемые в целях разработки профессиональных стандартов[11]. Сформированная рамка квалификаций выполнена по образцу Европейской рамки квалификаций[12] и включает 9 уровней квалификации – на один уровень больше, нежели Европейская, что, по словам Александра Лейбовича, объясняется наличием в РФ уникального, не имеющего аналогов за рубежом квалификационного уровня доктора наук[13]. При этом, однако, не было устранено имеющее место в российском правовом поле противоречивое прочтение самого понятия «квалификация». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет квалификацию как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности», что не вполне соответствует определению, данному в Трудовом кодексе.

Но, несмотря на отдельные противоречия, количество разрабатываемых стандартов стремительно увеличивалось. В 2013 году эта работа велась уже не просто под контролем Министерства труда, но и (частично) по государственным контрактам. За год было утверждено в общей сложности 19 стандартов, в частности:

—      группа профессиональных стандартов в области социальной работы и медико-социальной экспертизы (для специалиста по социальной работе, социального работника и т.д.)[14];

—      отдельные стандарты для рабочих и инженерных профессий в ракетно-космической отрасли[15];

—      отдельные стандарты для некоторых рабочих профессий[16];

—      профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»[17];

—      профессиональный стандарт «Специалист по патентоведению»[18];

—      профессиональный стандарт «Программист»[19].

Что же представляет собой профессиональный стандарт и каково его значение для профессионального сообщества? Станет ли система профессиональных стандартов новым измерением взаимоотношений работников и работодателей или же обратится в условно-необходимый документ, используемый исключительно в качестве формальной бумаги?

Ответ на этот вопрос государства как регулятора трудовых взаимоотношений был дан – по крайней мере частично – в декабре 2013 года. В ходе совещания при Президенте РФ по вопросу разработки профстандартов В. В. Путин прямо отметил, что: «Государство должно дать ясный сигнал, что стандарты будут внедрены на практике … Профстандарты, в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений».

В настоящее время содержащий соответствующие поправки проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1. Трудового кодекса РФ» опубликован и находится на стадии публичного обсуждения (которое закончится 29 марта 2014 г.). В случае принятия данного проекта ФЗ, применение профессиональных стандартов станет обязательным для всех организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также для государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ и иных организаций, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов.

Иными словами, профессиональные стандарты уверенно превращаются в норму для большинства трудящихся на территории России граждан. Следует полагать, что обязательность применения положений профессиональных стандартов при управлении персоналом и формировании кадровой политики в организации является первым шагом к повышению уровня стандартизации в сфере регулирования труда в РФ и одним из ключевых элементов внедрения НСКК в практику кадровой работы.

Право на выбор

Отношение бизнес-сообщества и академических кругов к профессиональным стандартам и их внедрению все еще остается противоречивым. Что и неудивительно, ведь ни порядок применения, ни степень воздействия профессиональных стандартов на сложившиеся трудовые и образовательные взаимоотношения еще далеко не ясны, а поставленные перед ними цели – воистину грандиозны. Приходя на смену устаревшим кадровым справочникам и классификаторам, профессиональные стандарты:

—      берут на себя ответственность за регулирование трудовых отношений (в том числе в части формирования трудовых договоров);

—      становятся отправной точкой для определения уровня заработной платы (которая будем связана с уровнем квалификации специалиста);

—      закрепляют потенциальную возможность присвоения профессиональных квалификаций вне стен образовательных учреждений.

Каждый из перечисленных аспектов влияния профессиональных стандартов на сферу труда является критически важным, а последний – и революционным. В то же время, система профессиональных стандартов еще не доказала своей способности решать столь серьезные задачи, не продемонстрировала жизнеспособность предлагаемых механизмов работы – и не покажет этого, пока не будет накоплен достаточный практический опыт их использования.

Как же, в таких условия, вести разработку и оценку профессиональных стандартов и что выбрать в качестве критерия успеха? Достаточно ли государственной регистрации стандарта или обеспечения соответствия его формальной методике разработки? Ответ на эти вопросы сегодня уже дан, и назвать его шаблонным нельзя.

Разработка проектов профессиональных стандартов поручена не Министерству труда и социальной защиты, не НИИ «Труда и социального страхования» и даже не специально созданной комиссии. Ответственная задача возложена на тех, кто более всего заинтересован в качественном ее исполнении – на тех, кто будет применять положения профессиональных стандартов в ежедневной работе. В соответствии с «Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», разработка профессиональных стандартов может осуществляться работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями (иными некоммерческими организациями), с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных лиц. Центральным инструментом измерения качества разрабатываемого профессионального стандарта, в соответствии с Правилами, становится степень одобрения его в сообществе, определяемая по результатам широкого общественного обсуждения основных положений стандарта.

Внедрение требований профессиональных стандартов как обязательных к исполнению норм, в свете этого, отражает целенаправленный вектор развития норм трудового законодательства в сторону максимального вовлечения профессионального сообщества в процесс формирования рамок профессиональных компетенций будущих и действующих работников конкретных сфер экономической деятельности. Профессиональным сообществам дано право на самоопределение и создание собственных правил работы – ведь кто, как не действующие специалисты, лучше всех знает ситуацию в отрасли? Готовы ли профессионалы принять этот вызов и формализовать собственные знания – совершенно другой вопрос. Одно ясно – профессиональные стандарты изменят привычные нам форматы трудовых взаимоотношений и, возможно, изменят революционно. А каково будет конкретное содержание этих изменений и будут ли они позитивными – во многом зависит от того, насколько внимательно отнесутся к их разработке сами представители профессиональных сообществ.

Подготовлено для Клуба директоров по науке и инновациям

Автор: Акиншина Алина

26.03.2014


[1] http://www.rg.ru/2013/01/15/rektor.html

[2] Отчет: Всероссийский открытый форум « Образование: взгляд в будущее» EDUCAMP- 2011, https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CCYQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.asi.ru%2Fimages%2Fstrateg_session.pdf&ei=UMwuU83BL8OQ4ATx-4HgDg&usg=AFQjCNGY_MFrDjuqQJYuhA_zXJgkCW7d1g&sig2=5LlcbEKP_3_XAeq4VUtSdA&bvm=bv.62922401,d.bGE

[3] План мероприятий («дорожная карта») «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, http://www.asi.ru/upload/iblock/13d/DK_NSKK_v52-09-12-13.doc

[4] Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 года № 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии»;

[5] Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд // Проф. В.А. Сухомлин. — http://www.cs.karelia.ru/news/2008/ums/profstandards.pdf

[6] Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 874.

[7] Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г., http://i-russia.ru/sessions/decisions/318.html

[8] Стенографический отчет о пятнадцатом заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, http://i-russia.ru/sessions/reports/288.html.

[9] Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», http://www.rosmintrud.ru/docs/president/ukaz/37

[10] Федеральный закон № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/106

[11] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.13 г. № 148н

[12] https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved =0CDoQFjAD&url=
http%3A%2F%2Fkneu.edu.ua%2Fget_file.php%3Fid%3D2856&ei=8pvbUqjmOoSu4QTt34H4CA&usg=AFQjCNE-i3nmMbae8Vs_HpvuUM2G7g_FRA&bvm=bv.59568121,d.bGE&cad=rjt.

[13] Александр Лейбович: «Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций» http://promros.ru/magazine/2012/sep/aleksandr-lejbovich-biznes-zainteresovan-v-prozrachnoj-sisteme-kvalifikacij.phtml

[14] Приказ Минтруда России № 571н от 22 октября 2013 г.; № 677н от 18 ноября 2013 г.; №678н от 18 ноября 2013 г.; № 680н от 18 ноября 2013 г.; № 681н от 18 ноября 2013 г.; № 682н от 18 ноября 2013 г.; №683н от 18 ноября 2013 г.; № 714н от 5 декабря 2013 г.; № 715н от 5 декабря 2013 г.

[15] Приказ Минтруда России № 752н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Инженер по приборам ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов в ракетно-космической промышленности»; Приказ Минтруда России № 755н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь-сборщик изделий точной механики (гироскопы, акселерометры) в ракетно-космической промышленности»; Приказ Минтруда России № 702н от 28.11.13 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем».

[16] Приказ Минтруда России № 701н от 28 ноября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик»; Приказ Минтруда России № 754н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Электромеханик по лифтам»; Приказ Минтруда России № 756н от 20 декабря 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности».

[17] Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.13 г.

[18] Приказ Минтруда России № 570н от 22 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по патентоведению»

[19] Приказ Минтруда России № 679н от 18 ноября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Программист».

Авторизация