КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Будущее университетских стартапов обсудили на круглом столе Клуба в рамках ВУЗПРОМЭКСПО-2015

DSC04647Что такое университетский стартап и есть ли будущее у таких проектов? Каковы их возможности по взаимодействию с крупными корпорациями? Следует ли понимать вузовские проекты как механизм коммерциализации научных исследований университета или это, скорее, «школа жизни» для будущих выпускников? Эти и многие другие вопросы обсудили участники круглого стола «Вузы и корпорации. Как повысить качество университетских стартапов?», состоявшегося 2 декабря на площадке ВУЗПРОМЭКСПО-2015 при поддержке Клуба директоров по науке и инновациям.

Дискуссию в рамках круглого стола открыл Артем Шадрин, директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации. По мнению А.Е. Шадрина, одна из ключевых проблем университетских стартапов – это отсутствие бизнес-компетенций: «Надо искать серийных предпринимателей, это сложно – в России их не много». Требуется понимание того, как стимулировать приход таких предпринимателей, возможно, техноброкеров, — в университет, как развивать механизмы передачи технологий. Государственная инфраструктура для поддержки стартапов создана – есть и финансовые инструменты, и инструменты коммуникации с госкомпаниями, в том числе Министерство активно работает по направлению развития взаимодействия компаний с внешними организациями, университетами, с малым и средним бизнесом.

Проблему отсутствия бизнес-компетенций среди важнейших проблем, препятствующих работе с университетскими проектами, выделил и Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию ОАО «НПО «Сатурн». При создании технологии вузовские специалисты просто не задумываются о том, как она будет внедряться. Размышляя в первую очередь как технические работники, они не понимают того, как это может работать с точки зрения бизнеса. Кроме того, изначальная мотивация научного сотрудника – и это абсолютно нормально – не имеет отношения к бизнесу, она сосредоточена на получении денег под конкретную разработку и результат такой работы – не компания, а НИОКР. Причем НИОКР, существующий сам по себе, — проектов, действительно сосредоточенных на том, что интересует компанию, сейчас очень мало.

Но, как отметил Д. Иванов, по итогам прошедшего года есть и позитивные результаты. Есть хорошие вузовские проекты, в которые можно вкладывать деньги. Многое требуется менять и в самой компании, чтобы эффективно с ними взаимодействовать, в первую очередь, с точки зрения внутренних бизнес-процессов, и есть позитивные сдвиги в этом направлении, в том числе с точки зрения формирования внутренних акселераторов.

О мерах поддержки и финансового стимулирования университетских стартапов рассказал Антон Бобринев, помощник генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Антон выделил три основных группы программ, в рамках которых Фонд содействия инновациям осуществляет поддержку стартапов:

  • программа «УМНИК», самая массовая и популярная, ориентированная в основном на студентов (90% участников), у которых есть научно-технические идеи;
  • программа «СТАРТ», нацеленная на поддержку малых компаний на самой ранней стадии развития. Грант в первый год 2 млн руб., 3 и 4 миллиона на второй и третий год развития проекта при наличии соинвестора;
  • программы поздних стадий: Развитие, Коммерциализация, Экспорт, — ориентированные на поддержку успешно работающих инновационных компаний.

В целом, подчеркнул А.Е. Бобринев, усилия Фонда по поддержке малых компаний с каждым годом расширяют сферу охвата, но для действительно эффективной работы необходимо выстраивать взаимодействие между различными государственными структурами в рамках последовательного процесса развития инновационных проектов. Немаловажную роль в этой работе должны играть и сами университеты.

Об инновационном центре Высшей школы экономики, через который проходит более 1000 проектов в год, рассказала Анастасия Тюрина, начальник управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ. Университет активно пользуется инструментами поддержки Фонда содействия, но это не всегда быстрые и простые механизмы, поэтому большое внимание в Вышке уделяется внутренним нефинансовым мерам – так, в вузе создан хакспейс, проводится работа по инкубированию, де-факто выращиванию стартапов. В год поддержку в рамках работы центра получают порядка 50-70 стартапов.

Об опыте выращивания университетских проектов в МГУ им. М. В. Ломоносова рассказала Дарья Комарькова, директор Бизнес-Инкубатора МГУ, подчеркнувшая, что задача университета – это не только и не столько развитие конкретных компаний, сколько создание среды, формирование культуры предпринимательства среди молодых людей. В этой работе, поддержала ее Нина Яныкина, начальник Департамента проектной и инновационной деятельности НИУ ИТМО, важнейшим компонентом является участие конкретных людей, обладающих необходимыми компетенциями, харизмой, умением создавать некую нетехнологизируемую «магию». Только часть инструментов работы со стартапами поддается алгоритмизации и описанию в форме лучших практик, основное же определяется умением и желанием людей, которые выстраивают эти процессы.

Как отметила Нина Яныкина, к работе со стартапами и просто будущими выпускниками в вузе необходимо привлекать представителей индустриальных и промышленных компаний.  В этом тоже есть важный секрет – уметь привлекать компании, причем не только в качестве предпринимателей и менторов, но и на уровне разработки обучающих программ. Именно индустрия должна сказать, какие люди и с какими навыками ей нужны на выходе из университета, чтобы не переучивать их потом и не вести длительную адаптацию выпускников на производстве.

Со стороны индустрии ситуация, впрочем, не всегда представляется столь оптимистичной. Уровень проблем по направлению взаимодействия компаний и стартапов настолько высок, что стандартизованные инструменты Программ инновационного развития, которые так часто вызывают нарекания среди представителей корпораций, — на самом деле важнейшая рамка для поддержания такой работы в целом, как отметил Павел Сушков, руководитель образовательных программ ГК Росатом. Компаниям нужно двигаться в сторону стартапов, но движение это не так просто и комфортно, как хотелось бы. ГК Росатом реализует различные программы по данному направлению, есть опыт успешного взаимодействия с фондом Сколково в рамках проведения специального трека конкурса UniverStartup. Результаты конкурса компанию и удивили, и обрадовали – среди порядка 100 заявок нашлось до 30 реально интересных проектов, которые потенциально могут впоследствии встроиться в цепочки поставщиков Росатома.

Итоги дискуссии подвел Владимир Костеев, исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям, отметив, что современный университет отличает прежде всего экосистема, выстроенная вокруг него – из промышленных партнеров, венчурных фондов, инкубаторов, ассоциаций выпускников, партнерств с другими вузами.

Авторизация