Как управляют инновациями в российских компаниях?
19 апреля в офисе РВК прошел семинар, посвященный передовым моделям и практикам управления инновациями в корпорациях. На нем собрались представители российских и международных компаний, чтобы подвести итоги «Дней открытых дверей в корпорациях». Это проект по изучению лучших корпоративных практик управления инновациями, который в прошлом году проводил Клуб директоров по науке и инновациям совместно с РВК.Его участники — директора по науке и инновациям российских компаний из самых разных сфер — побывали в семи крупных российских и международных корпорациях и банках, узнали, как они выстраивают свою работу с инновациями, обменялись опытом, историями успеха и неудач.
«Корпорации должны стать активными участниками инновационной экосистемы и начать формировать корпоративные венчурные фонды, чтобы более активно скупать российские инновации и становиться заказчиками для инноваций», — считает Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора – директор по развитию, член правления ОАО «РВК». Чтобы это произошло, в прошлом году РВК активно вовлекала представителей корпораций к участию в акселераторе GenerationS. «“Дни открытых дверей в корпорациях” — это еще один наш практический формат. Это очень важный проект: российского специфического опыта пока что очень мало, его надо собирать и анализировать. Поэтому мы планируем продолжать проект и в этом году», — поделилась с гостями встречи директор по развитию РВК.
Сборник кейсов лучших практик управления инновациями в российских компаниях на семинаре представил исполнительный директор iR&Dclub Владимир Костеев. Рассказал он и о главных выводах, сделанных на основе проведенных встреч. «Первое, что объединяет все компании, считающиеся инновационными, — это позиция высшего руководства или собственников компании. Инновации — это всегда больно и тяжело, это отвлечение ресурсов и сопротивление. И если у топ-менеджмента и собственников нет четкой позиции по этому вопросу, то никаких инноваций в корпорации быть не может», — сказал Костеев.
Вторая отличительная особенность, описанная в сборнике, — это то, что инновационная деятельность отделяется от функционального бизнеса. «Это принцип separate to innovate, когда инновационные подразделения выносятся в отдельную структуру», — пояснил эксперт. Кроме того, исследованные компании отличает корпоративная инновационная культура, а также проектный подход: все инновации внедряются как проекты с начальной и конечной точками, они не внедряются сразу на всю компанию, а всегда развиваются постадийно. На каждом этапе происходит оценка, в любой момент проект можно переориентировать или даже свернуть. «Еще один важный момент — это право на ошибку, которое должно быть у менеджера или человека, занимающегося инновациями: у компании 3M это даже написано на флагах», — заметил исполнительный директор iR&Dclub.
Кроме того, в инновационных компаниях наблюдается специфический подход к оценке эффективности инноваций, все инновации делятся на типы, а для разных типов инноваций используются разные модели и методы управления. Многие компании развивают собственные экосистемы вокруг основного бизнеса, а некоторые используют компетентностный подход, когда на одной компетенции создается целый ряд продуктов. Еще одна отличительная особенность — внутренний техноброкеридж, когда инновационные подразделения компании работают как внутренний технологический брокер. Также корпорации используют spin-off и spin-out модели, а поглощение становится способом приобретения корпорацией необходимых навыков и компетенций. Обо всех этих особенностях и примерах четырех российских компаний — «Криогенмаш», Альфа-Банк, «ОНПП “Технология”» и «Связь инжиниринг» — можно прочитать в сборнике кейсов, подготовленном Клубом и РВК.
Сборник кейсов по лучшим практикам управления инновациями в российских компаниях>>
Презентация В. Костеева по итогам реализации проекта 2015 года и полученных результатах>>
Презентация ОСМ Эксперт и IPERF о трансформации R&D центра Концерна «Калашников»>>