Взаимодействие университетов и бизнеса обсудили в Новосибирском Академгородке

=?UTF-8?B?ZGEzZDhmNjUyOTJkNzU1ZTY4NWEwYzVjNzk3NWY0ODQtLmpwZw==?=22 сентября в рамках XVII Семинара-конференции Проекта 5-100 состоялась панельная дискуссия «Развитие связей с индустрией. Построение центров по связям с промышленностью на базе университета». С ключевым докладом, открывшим работу дискуссии, выступили Владимир Костеев, исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям, и Алина Акиншина, менеджер проектов Клуба.
 В своем выступлении Владимир Костеев отметил, что, несмотря на то, что бизнес-модель большей части российских университетов по-прежнему в первую очередь ориентирована на оказание образовательных услуг, все более значимую долю в структуре доходов ведущих вузов занимают поступления от исследовательской деятельности, в том числе в рамках договоров с коммерческими предприятиями.

Часто взаимное непонимание, возникающее между университетами и бизнесом, связано с отсутствием общего языка описания предмета взаимодействия. На какой стадии готовности находится та или иная технология, и более того, на каком этапе развития находится соответствующий рынок, – ключевые понятия, которые позволяют определить организационные формы взаимодействия бизнеса и университетов, требуемую кадровую и материально-техническую базу. Не менее важно, что без такого понимания трудно охарактеризовать влияние такого сотрудничества на образовательный процесс в университете и развитие его предпринимательской инфраструктуры.

Уникальным конкурентным преимуществом университета как партнера для предприятий реального сектора является возможность университета выстраивать сервисную инфраструктуру, охватывающую полную цепочку создания ценности: от проведения самых ранних научных исследований до внедрения разработок в промышленное производство. Далеко не все звенья этой цепочки университет может и должен обеспечивать сам, однако именно вуз – та площадка, которая может объединить множества партнеров в единой инфраструктуре взаимодействия.
 Как такие цепочки работают на практике – рассказала Алина Акиншина, прокомментировавшая кейсы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» и сопутствующие подразделения) и Томского государственного университета (Инжиниринговый химико-технологический центр ТГУ).

Алина Акиншина выдела несколько моделей организации сотрудничества (функциональной, матричной и др.), близких к моделям корпоративного управления.

Кейс-стади, выполняемое Клубом в рамках проекта по развитию связей университетов и промышленности, реализуемого при поддержке АО «РВК», показало, что в России находят свое применение практически все известные модели, в том числе в различных комбинациях. При этом выделить однозначно предпочтительный вариант организации взаимодействия не всегда возможно: потенциально, даже в одном университете могут беспрепятственно сосуществовать несколько моделей организационной структуры.

Доклады вызвали интерес аудитории; было задано немало острых вопросов, к обсуждению подключились другие участники дискуссии – Леван Татунашвили, советник ректора НГУ по вопросам трансфера и коммерциализации технологий; Олег Мальсагов, советник ректора Университета ИТМО по развитию; Надежда Терлыга, заместитель первого проректора, начальник управления инновационного маркетинга УрФУ. Представители университетов поделились собственным опытом развития инфраструктуры по взаимодействию с бизнесом. Как отметила Надежда Терлыга, за годы активной работы УрФУ удалось выстроить на своей площадке комплексную систему инновационного развития, охватывающую технические решения всех стадий готовности. Университет активно взаимодействует с промышленными предприятиями России в целом, региональными компаниями, базирующимися в Свердловской области, зарубежными партнерами. Сформирована стройная цепочка взаимодействия, позволяющая многие опытно-внедренческие мероприятия выполнять на площадке университета, что облегчает последующий переход к промышленным масштабам внедрения технологии. 
С описанием планов по развитию Центра бизнес-партнерства ИТМО выступил Константин Астанков, заместитель директора центра научного бизнес партнерства Университета. В текущем году университет принял важное решение о структурировании нового подразделения, отвечающего за развитие связей с бизнес-партнерами и укрепление направления исследовательской деятельности как важного источника доходов университета. В состав вновь сформированного подразделения, централизованно сопровождающего партнерство с бизнесом по университету в целом, вошли в первую очередь представители реального сектора – сам Константин много лет работал в крупных строительных компаниях. За счет появления новой структуры, университет планирует развить и укрепить накопленный потенциал партнерских отношений, систематизировать работу по поиску новых возможностей сотрудничества.

Завершилась дискуссия скорее ввиду исчерпания выделенных на нее временных ресурсов, чем в силу того, что участникам удалось найти ответы на все интересующие вопросы. Сложная, комплексная тема взаимодействия университетов и бизнеса едва ли может быть полноценно рассмотрена в рамках полуторачасового обсуждения, однако важны и те первые шаги к выстраиванию систематизированного диалога, которые были сделаны. Следует отметить, что в целом обсуждение сотрудничества компаний и университетов из плоскости риторических вопросов все более переходит в практическую область, ведется поиск конкретных прикладных инструментов, способных обеспечить взаимодействующие стороны общим языком для коммуникации и набором организационных форм для совместной работы.

Авторизация