КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Участники Клуба посетили инновационный офис «Альфа-Лаборатории»

L101009810 ноября в Москве прошла очередная, уже шестая в этом году Корпоративная встреча – мероприятие совместного проекта РВК и Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) по изучению и распространению лучших практик управления инновациями. Менеджеров по управлению инновациями, представителей корпораций, венчурных фондов и институтов развития на этот раз принимала у себя команда Альфа-Лаборатории — подразделения Альфа-Банка, занимающегося разработкой и развитием инновационных IT и fintech-продуктов.

«В Альфа-Лаборатории разрабатываются большинство электронных продуктов банка, среди которых – интернет- и мобильный банк, p2p-переводы, эквайринг. Около 30% всех интернет-платежей России проходят через нас. Наши клиенты — это 2 млн физических и 200 тысяч юридических лиц», — рассказал Никита Абраменко, руководитель проектов управления перспективными проектами.

Основана лаборатория была два года назад, и за это время модель доказала свою эффективность: чистая прибыль подразделения в прошлом году составила трехзначное число в долларовом эквиваленте, при том, что в штате лаборатории работает всего 200 человек. Располагается инновационное подразделение Альфа-Банка в отдельном офисе. «Мы специально обособились от основного банка и создали здесь свою среду. В Альфа-Банке работает больше 20 тысяч человек, это достаточно громоздкая структура со всеми проблемами крупных компаний: сильным сопротивлением новым вещам, бюрократией, документооборотом и трудностями с принятием решений. У нас был прецедент, что один договор для запуска электронного продукта согласовывали полтора года. И тогда мы решили собрать людей, связанных с созданием электронных продуктов, в одном месте. Лаборатория – это принцип, по которому решил пойти банк, чтобы создавать больше добавочной стоимости», — объяснил Никита.

По словам сотрудников, Альфа-Лаборатория – это «стартап внутри корпорации», а внутри этого стартапа есть еще один — R&D-подразделение. «Это пять человек, которые занимаются исследованиями и разработками. За прошлый год через них прошло больше 150 проектов новых банковских продуктов, некоторые уже запустились», — продолжил Никита Абраменко. Он объяснил, как проходит разработка проектов в Лаборатории: «За основу в нашей работе мы взяли культуру стартапов, многие вещи пришли из методологий lean и agile. Принципы такие: уход от процессов и переход от мнений к гипотезам, продукт важнее документации, задача важнее контракта, а изменения важнее плана. Каждый проект в начале представляет из себя набор гипотез, которые необходимо проверить. Запускаем первую версию продукта в виде минимально работоспособного продукта — MVP. Затем итерациями наращиваем функционал или приходим к пониманию, что гипотезы были неверными. Бывали ситуации, когда мы перед самым запуском понимали, что это не то и не сработает».

«В первый год существования R&D процесс проверки перспективных бизнес-гипотез был обособлен от стандартных банковских методологий, — рассказал руководитель перспективных проектов Михаил Эссаулов. — Однако сейчас картина обратная: опыт внедрения проекта через проверку гипотезы становится примером для других подразделений. По всему банку сейчас запущена стратегическая инициатива:  «диджитализация» через методологии lean и agile, отчасти мы стали ее «провайдерами». Например, сотрудники Лаборатории сейчас преподают agile / lean / scrum / kanban в разных подразделениях банка, рассказывают о нашем опыте. Опыт Лаборатории оказался полезен для всей компании».

На встрече представители Альфа-Лаборатории рассказали и о том, как банк работает с внешними проектами. «У нас есть такие программы, как AlfaCamp – двухмесячный акселератор, и Альфа-старт – программа экспертной поддержки для стартапов в сфере fintech и e-commerce, – рассказал руководитель проекта «Альфа-Старт» Сергей Максимчук. – Предпочтение отдается проектам, участвовавшим в акселераторах, имеющим подтвержденный спрос и первые продажи и проинвестированным фондом или самими основателями. Стартапам мы предоставляем доступ к нашей экспертизе и нашим технологиям, даем выход на рынки, где представлен Альфа-Банк, и на наших партнеров, например, X5 Retail Group и Beeline, а некоторые продукты тестируем совместно с клиентами банка».

В Альфа-Лаборатории понимают, что вокруг стартапов уже сложилась целая экосистема, и для эффективной работы с проектами необходимо встраиваться в партнерскую сеть. «Мы начали с институтов развития и крупных компаний и предложили им свою экспертизу и технологии для профильных нам проектов. Например, у нас есть своя номинация в акселераторе GenerationS. Этот подход позволяет нам получать более качественные проекты, он эффективен и для нас, и для партнеров, и для самих стартапов. Например, мы направляем толковые проекты, которые ищут инвестиции, к нашим партнерам в фонды, специализирующиеся на fintech».

Как отметил Владимир Костеев, исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям, «когда мы начали приглашать участников на корпоративную встречу в банк, то многие идею восприняли скептически – какие, мол, в банке инновации. Но по итогам нашего визита можно точно сказать, что Альфа-Лаб – это очень инновационное подразделение, где структурированы процессы управления инновациями и, главное, внедрения изменений. Что бы еще я хотел отметить – это свободу для тех, кто занят поиском и разработкой новых идей. Свободу от излишних регламентов, отчетов, иерархии. Людям позволяют пробовать новое и совершать ошибки. Но без этого нет творчества, нет движения вперед. В этом культура Альфа-Лаб во многом похожа на ведущие мировые инновационные компании, такие как Facebook и Google».

Этой встречей Клуб должен завершить проект по обмену лучшими практиками в этом году. Но по многочисленным просьбам участников, мы прорабатываем возможность организовать еще один визит. Следите за анонсами.

Презентация>>

Фотографии

Авторизация