Корпоративный венчур – в центре внимания Казанской Венчурной Ярмарки
25 апреля на Казанской венчурной ярмарке состоялся коллоквиум «Корпоративные фонды – есть ли будущее у России», ведущими которого выступили Директор по стратегическим инвестициям ОАО «РВК» Ян Рязанцев и Инвестиционный директор Bright Capital Илья Павлов.
Основной задачей мероприятия, организованного Клубом директоров по науке и инновациям при участии Российской венчурной компании стал обмен экспертными мнениями о востребованности корпоративных венчурных фондов в России и текущих шагах ведущих корпораций России по их развитию. Кроме того, была представлена программа Клуба по подготовке пилотных команд управляющих корпоративными венчурными инвестициями, которая состоится в этом году в рамках совместного проекта с РВК «Практика создания корпоративных венчурных фондов в российских корпорациях».
Директор по инвестициям Фонда «ВЭБ Инновации», координатор секции «Малый бизнес и инвестиции» Клуба Анна Ненахова рассказала о текущей деятельности Клуба и о результатах опроса более 30 компаний по теме корпоративных венчурных фондов. По данным этого опроса только треть из ведущих корпораций России рассматривают возможность создания корпоративных венчурных фондов. Причина отсутствия мотивации – недостаточность конкурентного давления, неприоритетность задачи быстрого инновационного развития. Корпорации, даже уже задумывающиеся о создании фондов, не имеют представления по какой методике и как создавать фонд, в какой организационно-правовой форме и юрисдикции, как построить отбор проектов.
В помощь таким компаниям и будет развернута программа Клуба по подготовке пилотных команд, в рамках которой корпоративным менеджерам будет предоставлена подробная информация о создании и работе фондов, даны готовые методики, будет транслирован положительный опыт корпоративного венчуринга мировых компаний.
По мнению инвестиционного директора Bright Capital Ильи Павлова, корпоративные венчурные фонды в мировой практике уже входят в джентельменский набор корпоративных инструментов создания конкурентных преимуществ и являются действенным инструментом конкурентной борьбы. Не стоит забывать, что ресурсы на создание и поддержку корпоративного фонда ничтожны по сравнению с теми, что тратятся на внутренние проекты корпорации. Например, в венчурном фонде корпорации Total работает всего 6 человек, но зато они очень плотно входят в экосистему инноваций и в курсе всех мировых трендов, возможностей и перспективных направлений. У них разветвленная сеть связей, позволяющая найти «правильные» стартапы. По этим же принципам работают фонды и других корпораций, притом, что основные их внутренние контрагенты – даже не R&D директора, а скорее отделы стратегии и маркетинга. То есть они ближе к бизнесу, чем к науке. По сути, это корпоративный спецназ и инструмент встройки новых бизнесов в действующую компанию. По словам Павлова, в России надо начинать встраивать венчуринг в архитектуру ведущих корпораций уже сейчас, поскольку на отладку механизмов корпоративного венчуринга неминуемо потребуется время.
Директор консалтинговой группы VCG, бизнес-консультант и руководитель проекта НИУ ВШЭ Александр Семенов поделился своим взглядом на тренды развития отрасли венчурного инвестирования. Корпоративный венчуринг – это часть всей венчурной индустрии, поскольку, если стартап не поглощается самой корпорацией, то корпоративный фонд как и любой другой рано или поздно сделает «выход» из портфельной компании, а до этого привлекает раунды соинвестиций со стороны, то есть действует как и любой другой венчурный фонд. И поэтому, чтобы лучше понять тренд, надо смотреть на развитие отрасли венчуринга в целом. По его мнению в России отрасль венчурных инвестиций разделилась на два сегмента – ИТ и телеком, где «взрыв» уже происходит, и «промтех», где развитие медленное и поступательное. Поэтому и в корпоративном венчуринге будет наблюдаться трансфер инвестиционных подходов из ИТ сектора в сектор крупных промышленных корпораций, причем, трендмейкерами станут находящиеся на стыке этих двух сегментов Ростелеком и мобильные компании.
Директор по стратегическим инвестициям РВК Ян Рязанцев обозначил, что на сегодня не существует единого мнения относительно развитости венчурной индустрии в России – по его мнению, с одной стороны, привлечь деньги во многие проекты весьма сложно, тогда как с другой, эксперты говорят о большом прогрессе и росте числа сделок. Как итог, он предложил участникам более пристально рассмотреть динамику «посевных» инвестиций и их связь с корпоративным сектором, и попросил других участников охарактеризовать уровень развития «посевных» инвестиций.
Управляющий партнер компании AdjConsulting Андрей Зотов, считает, что с учетом страновых рисков, и рисков, органически присущих «посевной» стадии, эта форма инвестирования для России едва ли не наиболее сложна, эти риски – объективное препятствие к росту сектора «посева». Что же касается венчуринга в целом, то показатели сделок растут, принципиальное намерение повышать конкурентоспособность страны в технологическом плане – явно реализуемая политика власти. Корпорации же не хотят создавать венчурные фонды из-за того, что нет механизмов, которые позволили бы корпорациям видеть преимущества структурирования своих инвестиций в виде фондов. Сам механизм венчурного инвестирования российский бизнес понимает и принимает – предприниматели (главы корпораций и компаний) делают рискованные инвестиции и без фондов.
Для того, чтобы решится на создание фонда, крупная компания должна увидеть, что от реализации проектов фонда могут снизиться затраты и вырасти прибыль. В тех же инвестиционных конструкциях, что возможно реализовать уже сейчас, эффекты слишком отложены, корпорация не видит прибылей в приемлемые сроки. В качестве эффектного примера был указан опыт Sumitomo – партнера ADJ. Опыт данной компании, которая имеет автономный венчурный фонд и где процент поглощения самой компанией проектов фонда меньше 10%, показывает выгодность такого механизма. По мнению Андрея Зотова, для российской корпорации создание одного венчурного фонда недостаточно. Нужен и корпоративный механизм «посевного» инвестирования, механизм внедрения инноваций в серийное производство. Только так корпорация сможет выиграть от инноваций.
Директор инвестиционной службы «Сколково» Эдуард Каналош порекомендовал обратиться за историями успеха к частному бизнесу. Он указал на то, что наукоемкий бизнес, занимающийся исследованиями и разработками и поставивший наукоемкую продукцию на поток, часто приходит к созданию собственного фонда с целью генерации новых идей. Он привел эффектный пример компании «Даурия», работающей в сфере космических технологий, которая после нескольких лет обзавелась своим собственным венчурным подразделением Dauria Airspace.
На мероприятии также присутствовали представители фондов – Директор по венчурным инвестициям Дирекции инвестиционных проектов и программ ЗАО «Лидер» Константин Надененко и Директор Фонда региональных инновационных проектов АИРР Динар Насыров.
По мнению Константина Надененко, многие научно-поисковые задачи могут решаться обычными корпоративными подразделениями, и их роль не надо недооценивать. Корпоративный венчуринг нужен там, где разработка и инновации могут вырасти в самостоятельный бизнес. Динар Насыров рассказал о фонде, созданном с АИРР (у него есть корпоративный соинвестор), и о возможности применения новых механизмов финансирования, как, например, гарантийное обеспечение инвестиций.
Участники коллоквиума сошлись на том, что ведущим российским корпорациям необходимо пристальнее присмотреться к схеме корпоративного венчуринга и изучить все плюсы от запуска этой схемы. И если плюсы перевесят минусы – то запустить механизмы финансирования и начинать накапливать опыт. В качестве итога было отмечено, что Клуб директоров по науке и инновациям будет выступать в роли площадки для обсуждения проблематики корпоративного венчуринга, обмена мнениями между основными участниками рынка, для проведения мероприятий, нацеленных на повышения мотивации к венчурной деятельности среди менеджмента корпораций.