КЛУБ ДИРЕКТОРОВ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ

Может ли краудсорсинг помочь найти решения технологических проблем предприятий?

_DSC081321 января в «Точке кипения» состоялось первое в 2014 году событие, организованное Клубом директоров по науке и инновациям. На этот раз клубная дискуссия развернулась вокруг темы “Может ли краудсорсинг помочь найти решения технологических проблем предприятий?».

Главные вопросы, на которые стремились найти ответы участники дискуссии: Как создать механизм поиска альтернативных предложений, зачастую имеющих межотраслевой характер? Можно ли приспособить уже существующие электронные площадки к специфике отечественных предприятий? В чем трудности механизма открытых запросов?

Среди приглашенных спикеров были: Михаил Козлов, директор по инновациям и ВИЭ ОАО «РусГидро»; Муслим Чеченов, контент-директор Startbase; Сергей Лоханов, начальник отдела инноваций и управления знаниями ОАО «Сбербанк России»; Сергей Картаев, председатель комитета по инновациям НП «Национальная ассоциация инновационных закупок», генеральный директор компании «Синапс-Мск»; Никита Абраменко, менеджер по инновациям Альфа-Лаб (ОАО «Альфа-Банк»); Алексей Никитченко, генеральный директор O2Consulting.

_DSC0790Открыл дискуссию Михаил Козлов, рассказав о потребностях компаний в расширении круга разработчиков инновационных решений. По словам Михаила, «В компании «РусГидро» в основном используют внутренние решения, а не открытые инновации, но, как показывает мировая практика, если искать решения за пределами компании, то они могут быть эффективнее, быстрее и революционнее». Поэтому в компании возник вопрос: стоит ли создавать площадку – биржу идей, где можно было бы найти неоформленные и нематериальные идеи?

Например, в мире очень популярен сайт innocentive.com, и в нашей стране уже существует несколько примеров похожих площадок, но они так и не стали серьезными игроками на рынке отечественных инноваций.

Сейчас на новом уровне осмысления проблемы свой проект предлагает компания Startbase -«Биржа идей: инновационная система размещения заказов на НИР и ОКР». Про него рассказал Муслим Чеченов. По словам Муслима, на сегодняшний день у любой компании существует три источника инноваций и каждый из них  имеет свои недостатки: «Первый — собственные R&D — как правило очень дорог, у второго — профильных отраслевых НИИ – зачастую не сохраняется научный потенциал, сторонние же разработчики – третий источник — не ориентированы на решение проблем именно Вашей компании».

Startbase – это проектная компания Роснано и площадка для получения новых идей, по концепции которой в одном месте встречаются компании с запросами и разработчики с предложениями. Главная цель, на которую изначально  ориентировались при реализации проекта — создание инфраструктуры для поддержки инновационного процесса.

Некоторые компании в России организуют свои краудсорсинговые площадки, об этом опыте рассказал Никита Абраменко на примере проекта «Альфа-Идея». Каждый желающий может оставить идею на соответствующем ресурсе и получить взамен бонусы. Но вот что интересно: за полгода сбора идей выяснилось, что только 5-7% берется в дальнейшую проработку. 80% предложений в принципе неосуществимы, огромное количество идей дублируется, а 95% относятся к тому, чтобы просто что-то доработать из существующего.

DSC0950.JPGПро опыт корпоративных и госзакупок инноваций с использованием механизмов краудсорсинга рассказал Сергей Картаев. В интерпретации Сергея, инновация – это то, что «дает возможность достигнуть целевой эффект при кратном снижении затрат». По мнению Сергея, главная проблема сегодня заключается в том, что мы «не знаем для чего мы делаем то, что мы делаем». По его мнению, основная сложность заключается в том, чтобы правильно поставить проблему, а это требует большой работы внутри компании. Ведь именно менеджеры компании несут ответственность «за эффективность, за постановку проблем, за переход на работу с целевыми эффектами». Пока же, по мнению С. Картаева, «все наши попытки работать с инновациями базируются на очень консервативных инструментах, и результат ровно тот, который мы получаем».

Еще один пример реализации краудсорсинговых проектов был представлен Сергеем Лохановым. По его словам, успех проектов в «Сбербанке» обязан во многом поддержке высшего руководства, которое вовлекает в проекты всех сотрудников.

Завершил дискуссию Алексей Никитченко, рассказав про зарубежный опыт решений технологических проблем. Алексей представил результаты исследования зарубежных компаний, которые занимаются технологическим брокериджем. По данным исследователей, подавляющее большинство решений предлагается профессиональными посредниками – технологическими брокерами, и на зрелом западном рынке существует несколько специализаций, а оборот отдельных фирм в сфере технологического брокериджа доходит до 800 млн долларов.

DSC0932.JPGУчастники дискуссии пришли к выводу, что российскому рынку крайне не хватает именно таких брокеров, которые могут понять проблему и найти решение. И не просто научное решение, что может сделать любой специалист, имеющий доступ к одной из баз знаний («Google для инноваторов»), например scopus (http://www.elsevier.com/online-tools/scopus#), а желательно еще и человек с командой, готовой это решение воплотить.

С одной стороны,  серьезных аргументов против создания краудсорсинговой платформы нет, но, с другой стороны, существуют такие трудности, как отсутствие компетентных людей, уровень развития внутреннего менеджмента и другие. По итогам круглого стола стало понятно, что проект биржи идей может быть востребован в России. Компания Startbase готова запустить прототип. Клуб директоров по науке и инновациям будет оказывать этому направлению соответствующую поддержку.

Предлагаем Вам ознакомиться с презентациями и фотоотчетом:

startbase_photo

Муслим Чеченов, контент-директор Startbase

«Биржа идей: инновационная система размещения заказов на НИР и ОКР»

__________________________________________________________________________________

alfa_photo

Никита Абраменко, менеджер по инновациям Альфа-Лаб (ОАО «Альфа-Банк»)

Опыт ОАО «Альфа-Банк» в реализации проекта «Альфа-Идея»

___________________________________________________________________________________

02_photo

Алексей Никитченко, генеральный директор O2Consulting

Зарубежный опыт решений технологических проблем компании

 

 

 

 

Авторизация