Клуб, РВК и УрФУ провели панельную дискуссию по университетам в концепции открытых инноваций

13719693_1071113336292780_3344520099861677857_oПанельная дискуссия «Университет в концепции открытых инноваций: драйверы изменений» состоялась на Международной промышленной выставке «Иннопром 2016». Она была организована Уральским федеральным университетом и Клубом директоров по науке и инновациям в рамках реализуемого Клубом при поддержке ОАО «РВК» проекта по совершенствованию моделей взаимодействия университетов и бизнеса.

На обсуждение экспертов, в число которых вошли представители университетов, институтов развития и органов исполнительной власти, было вынесено три центральных вопроса:

  • Каковы побудительные мотивы, которые могут стать причиной и драйвером изменений в университете?
  • Какие организационные формы работы с предприятиями наиболее эффективны?
  • Каковы возможные сценарии развития образовательной и научной деятельности университетов?

Открыл дискуссию доклад Владимира Костеева, исполнительного директора Клуба директоров по науке и инновациям. Он отметил, что университеты взаимодействуют с предприятиями по трем основным направлениям в рамках своей образовательной, научной и предпринимательской деятельности, но мнение компаний о качестве работы университетов по этим направлениям пока не очень высокое. В сложившихся условиях, одним из потенциальных направлений развития университета является поддержка и стимулирование децентрализованных, обладающих значительной автономией «точек роста» — в первую очередь, сильнейших научных и прикладных коллективов.

Также В. Костеев обратил внимание на важность организации взаимодействия университетов и предприятий на «неслучайных основаниях» и предложил в качестве базиса для выстраивания сотрудничества рассмотреть методологию уровней готовности технологий и производства (TechnologyandManufacturingReadinessLevel). По словам Владимира, такой подход помогает структурировать взгляд на возможности и потенциал университета с точки зрения крупных индустриальных партнеров, переходя от широких утверждений о возможности университета к продуцированию успешных технологических проектов «в общем», к формулированию конкретного вклада в развитие проекта на конкретной стадии развития технического решения.

Очевидно, что университет за счет собственных ресурсов способен обеспечить развитие технического решения от идеи даже до мелкой серии лишь в небольшом количестве случаев. В остальном, задача университета – в первую очередь, обеспечить максимально тесное взаимодействие с предприятиями и инфраструктурными партнерами (научными организациями, организациями инновационной инфраструктуры) на каждом уровне готовности технологий в той организационно-управленческой форме, которая для этого уровня готовности технологий применима. Взаимодействие на основании методологии уровней готовности позволит университету и предприятию лучше слышать друг друга и в перспективе обеспечит переход к проектам и технологиям, заведомо востребованным в существующих цепочках создания ценности.

Обсуждение продолжилось выступлением Сергея Кортова, первого проректора УрФУ. Он рассказал о развитии Уральского федерального университета в рамках концепции Университета 3.0, раскрыл основные особенности инновационной экосистемы УрФУ и содержание ключевых программ поддержки предпринимательской активности на базе университета. Как отметил первый проректор УрФУ, предпринимательский университет – это, прежде всего, тот университет, который активно выходит на внешние рынки и привлекает в свою среду новые компетенции извне.

Примером успешного практического применения компетенций и опыта университетских специалистов является «Центр компьютерного инжиниринга» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. С докладом о структуре, направлениях и особенностях деятельности Центра выступил его руководитель Алексей Боровков. Он рассказал о предпосылках успеха Центра, основанного прежде всего на глубочайших научно-практических компетенциях коллектива лаборатории «Вычислительная механика», и обозначил перспективы развития Центра в рамках создания Цифровых Фабрик Национальной технологической инициативы.

Тему Национальной технологической инициативы и места университетов в ней продолжил доклад Александры Энговатовой, заместителя начальника Управления научной политики и организации научных исследований МГУ имени М. В. Ломоносова. Александра охарактеризовала ключевые подходы к структурированию деятельности университетов в рамках НТИ и описала структуру сетей НТИ.

Прикладному опыту реализации региональных проектов по взаимодействию университетов и бизнеса были посвящены доклады Ильи Мазова, директора по развитию Инжинирингового химико-технологического центра Томского университета, и Евгения Иоголевича, заместителя начальника управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского федерального университета.

Артем Шадрин, директор Департамента стратегического  развития и инноваций Минэкономразвития России, отметил, что взаимодействие регионов и университетов — один из приоритетов программы развития инновационных территориальных кластеров. «Сейчас необходимо сделать большой шаг вперед по всем направлениям развития университетов, — подчеркнул Шадрин, — и в области образования, и в области научной деятельности, и в области коммерциализации результатов научных исследований». Для этого Министерством разработан ряд перспективных инструментов:

  1. Для образовательного блока деятельности университетов – это в первую очередь инструменты целевого приема, стимулирования и поддержки детских технопарков. Новое направление работы — дополнительное образование взрослых в рамках новых моделей образования.
  2. Для научного блока, кроме традиционных инструментов, Министерством совсем недавно разработаны и предложены новые способы стимулирования инновационной активности, связанные с предоставлением субсидий на проведение исследований по приоритетным направлениям для предприятий региона. Основное условие участия в программе – это вовлечение в реализацию исследовательского проекта научных сотрудников и преподавателей университета, а также как минимум одного зарубежного специалиста. Ключевые задачи программы — увеличение подвижности предприятий края, закрепление перспективных научных специалистов в штате университета и развитие международного научно-технического сотрудничества в сфере инноваций.
  3. Для направления, связанного с предпринимательской деятельностью университетов, коммерциализацией технологий, основной подход Министерства по-прежнему связан с концепцией развития кластеров и ориентацией на максимальную кооперацию вузов и предприятий региона. Важнейшие приоритеты здесь – это партнёрство с крупными компаниями с государственным участием в рамках программ инновационного развития (ПИР), а также работа со средним технологическим бизнесом. По направлению университетского предпринимательства Министерство делает сегодня акцент не столько на создании инновационных предприятий с участием сотрудников университета, сколько на привлечении в университеты людей, которые имеют опыт создания успешных предприятий.

Для успешного развития по перечисленным направлениям, Министерство подчеркивает важность формирования эффективной системы управления правами на интеллектуальную собственность, а также развития центров коммуникации между университетом и бизнесом, направленных на обеспечение максимально плотного взаимодействия между частным сектором, государством и университетами.

Завершилась дискуссия выступлением Евгения Кузнецова, исполняющего обязанности генерального директора РВК. Он поделился информацией об одобрении на Совете по модернизации при Президенте РФ предложений РВК по развитию сервисных инфраструктур университета, и в ближайшее время РВК будет осуществлять подготовку программы, направленной на поддержку создания таких структур. По словам Е.Б. Кузнецова, университеты в экономике будущего – это не просто образовательные центры, это ключевые игроки, создающие новые технологии, отрасли, бизнесы. Это – корпорации знаний, вокруг которых возникает новая экономика. Университеты должны быть готовы к тому, чтобы принять на себя ответственность за решение этой задачи и стать лидерами не только в образовательной или научной плоскости, но и в создании новой экономики.

Презентация Владимира Костеева (iR&D Клуб)

Презентация Сергея Корторва (УрФУ)

Презентация Евгения Иоголевича (ЮУрГУ)

Презентация Ильи Мазова (ИХТЦ)

Презентация Александры Энговатовой (МГУ)

Авторизация